Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Психологическое обеспечение самых различных сфер деятельности человека сегодня не является чем-то необычным.
Психология считается неотъемлемой частью системы образования, здравоохранения и т.д. Постепенно и она входит в сферу правовых отношений и юридическую практику. В настоящее время психологическая служба уже существует в органах прокуратуры, системе ОВД, исправительных учреждениях, таможенной службе. Применение психологических знаний в этих сферах оправдало себя в полной мере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах…………………………………………………………………….5
Методики для профессионально – психологического отбора сотрудников ПО…………………………………………………………11
Критерии профессиональной пригодности сотрудников ОВД………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии работы с ПО.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ  ВПО

Московский  психолого-социальный университет

в г. Барнауле Алтайского края

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Пенитенциарная психология

Тема: «Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки»

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

273 группы

Ганс А.Ю.

Проверил:

к.б.н. доцент

Червова И.В.

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах…………………………………………………………………….5
  2. Методики для профессионально – психологического отбора сотрудников ПО…………………………………………………………11
  3. Критерии профессиональной пригодности сотрудников ОВД………15

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое обеспечение самых различных  сфер деятельности человека сегодня  не является чем-то необычным.

Психология  считается неотъемлемой частью системы  образования, здравоохранения и  т.д. Постепенно и она входит в  сферу правовых отношений и юридическую практику. В настоящее время психологическая служба уже существует в органах прокуратуры, системе ОВД, исправительных учреждениях, таможенной службе. Применение психологических знаний в этих сферах оправдало себя в полной мере. Опыт показывает, что участие психолога в деятельности правоохранительных органов повышает эффективность функционирования данных структур. В связи с тем, что сотрудники правоохранительных органов включены в сложные социально-правовые отношения, которые предъявляют повышенные требования к их индивидуально-психологическим качествам, необходимость регулярного и обоснованного профессионально-психологического отбора во все правоохранительные органы признана сегодня как психологами, так и самими сотрудниками. Исследования по психологическому анализу профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов вызваны потребностями современного общества в комплектовании кадрового корпуса специалистами, в максимальной степени пригодными к правоохранительной деятельности, или, другими словами, в подборе квалифицированных кадров. Современная деятельность сотрудников органов внутренних дел, в частности, служба и учеба в высших учебных заведениях МВД, предъявляет повышенные требования к их интеллектуально-психологическим качествам, компетентности, умению успешно решать оперативно-служебные вопросы, нередко в экстремальных ситуациях. Сейчас при поступлении на работу, в большинстве случаев, главным критерием является хорошая физическая форма и образование. Никто и не задумывается и тем более не ставит целью узнать внутренние свойства и профессионально важные качества каждого человека. К числу этих качеств следует также отнести и целый ряд психологических особенностей, свойств личности, без оценки которых невозможно прогнозировать профессиональную пригодность кандидата к работе в органах внутренних дел. И именно установление соответствия этих свойств и качеств личности требованиям профессии является главной задачей профессионального психологического отбора. Профессионально ориентированное психологическое обследование, предворящее прием на работу, нисколько не умаляет достоинство кандидата и не ущемляет его права, поскольку основано на законных требованиях к индивидуальным свойствам субъекта, профессионально необходимым для успешной работы. Это предохраняет и самого претендента от непосильной по психологическим параметрам работы, и общество от негативных последствий его психологического несоответствия. Ведь зачастую, профессиональная деятельность сотрудников ОВД порой «ставит» их в такие условия, при которых необходимо мгновенное, правильное оценивание ситуации и рациональный способ поведения, ведь нередко от этого зависит жизнь человека. Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность связана с высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни, требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности, что зачастую приводит к нервно-психическому перенапряжению.

 

 

 

 

 

1. Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах

 

Повышение профессионализма в работе всех правоохранительных органов  является одной из предпосылок укрепления законности и правопорядка в стране. Рост профессионального мастерства и качества работы сотрудников, несомненно, определяется многими факторами. Одно из ведущих мест среди них занимает кадровая работа в правоохранительных органах. Кадрово-диагностический вид деятельности психолога в правоохранительных органах подразумевает проведение психодиагностического обследования. Психодиагностическое обследование заключается в выявлении, измерении и описании индивидуально-психологических особенностей личности в целях правильного подбора и расстановки кадров, а также для оказания психокорректирующего воздействия. Психодиагностическое обследование решает ряд задач:

-отбор кандидатов, пригодных по своим индивидуально-психологическим  качествам к работе в определенных условиях;

-выявление лиц,  которые по своему интеллектуальному  уровню развития, психическому складу  и личностным особенностям могут  быть в значительной степени  подвержены профессиональной дезадаптации;

-психологическая  оценка степени пригодности кандидатов из резерва на выдвижение для работы в качестве руководителей;

-выбор методов  психологической коррекции нежелательных  психических состояний;

-изучение и  анализ психологических причин  конфликтов, нарушений дисциплины  и законности среди работников;

-оказание консультационной  и иной практической психологической  помощи сотрудниками членам их  семей.

В соответствии с указанными выше задачами, применяемые в ходе обследования психодиагностические тесты  должны:

-выявлять общий уровень  интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к соответствующей профессии;

-быть достаточно надежными,  обладать не только текущей  (диагностической), но и прогностической валидностью, то есть давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования;

-быть компактными, удобными  для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;

-перепроверять и взаимодополнять  друг друга в целях повышения  надежности, точности и достоверности  полученных результатов. Психодиагностическое обследование проводится, как правило, в первой половине дня, когда испытуемые чувствуют себя наиболее работоспособными. Тестирование проводится в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Обследуемых не должны отвлекать от работы шум, телефонные разговоры, посторонние лица. Общее время обследования не должно превышать по норме 4-4,5 часа. После обследования производится обработка результатов, которая длится 2 часа в расчете на одного испытуемого. Каждый испытуемый вправе ознакомиться с материалами проведенного в отношении него психодиагностического обследования, за исключением тех материалов, которые несут негативную психологическую информацию, если существует вероятность ее отрицательного воздействия на психическое состояние испытуемого. Выводы и заключения психодиагностического обследования для решения кадровых вопросов и вытекающие из него предложения имеют рекомендательный характер. Среди различных задач, решаемых кадровыми службами в системе правоохранительных органов, центральное место занимает комплектование кадрового корпуса специалистами, в максимальной степени пригодными к правоохранительной деятельности, или, другими словами, подбор квалифицированных кадров, их рациональная расстановка с учетом способностей, склонностей, индивидуальных особенностей и возможностей каждого работника, формирование резерва на руководящие должности из числа наиболее перспективных сотрудников. Существенную помощь в решении указанных задач может оказать научно обоснованная система психологической оценки работников и кандидатов на службу. Необходимость психологической оценки кадров в органах правопорядка обуславливается повышенными требованиями к индивидуально-психологическим качествам, личности сотрудников, включенных в сложные социально-правовые отношения; тяжестью последствий от ошибок, совершаемых в сфере отправления правосудия, в результате которых могут ущемляться законные интересы, права граждан, государственных, общественных, хозяйственных организаций, подрываться авторитет правоохранительных органов; значительными материальными затратами на подготовку специалистов, часть которых в связи с их профессиональной непригодностью, в том числе и по психологическим причинам, увольняется из правоохранительных органов. К числу профессионально необходимых качеств сотрудников органов правопорядка следует отнести целый ряд психологических особенностей, свойств личности, без специальной оценки которых невозможно строить научно обоснованный прогноз профессиональной пригодности кандидатов. В настоящее время в развитых странах прохождение разнообразных психологических обследований на всех этапах жизненного пути и профессиональной карьеры человека является привычной и обязательной процедурой при поступлении на учебу и при окончании учебных заведений, при приеме на работу в частную фирму или на государственную службу, в том числе и в правоохранительные органы, при конкурсном порядке выдвижения на вышестоящие должности. Данные, полученные в результате психологического обследования, сопровождают специалиста в качестве существенного элемента его профессиональной репутации.

Специальные системы психологической  оценки кадров успешно функционируют  и в нашей стране в различных  организациях и ведомствах, в том  числе и в правоохранительных органах. В самом общем виде профессиональный отбор представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. В ходе профессионального отбора решается вопрос о пригодности человека к определенной профессиональной деятельности. Профпригодность обуславливается огромным количеством различных факторов: возрастом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности, наличием необходимых знаний, навыков и умений, призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Зависит она и от социальных условий, и от пола и т.д.

В каждой профессии все  перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы профотбора различны. Профессиональный отбор независимо от его организационных форм решает следующие общие вопросы:

1. может ли данный человек  начинать выполнение определенной  работы;

2. может ли он продолжать  работать в занимаемой им должности;

3. на какой работе данный  человек будет наиболее эффективен;

В связи с этим основные задачи профессионального отбора сводятся к следующим:

Предотвратить поступление  человека на работу, к которой он неспособен по возрасту, состоянию  здоровья, образованию, психологическим  качествам или по каким либо другим причинам.

Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных  людей, могущих успешно выполнять  профессиональные обязанности без  ущерба для своего здоровья и с  надлежащей профессиональной успешностью.

Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемой профессиональной деятельности, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную работу.

Определять, к какому виду труда человек наиболее способен, с тем, чтобы рекомендовать ему  тот или иной вид профессиональной деятельности.

Основой профессионального  отбора являются конкретные нормативные  характеристики профессии:

социальные (функции, задачи, цели);

операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики);

организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда).

Учет этих характеристик  профессии позволяют врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать  и адаптировать методы, строить процедуру  отбора и проводить диагностику  кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Процесс профессионального  отбора может осуществляться комплексом аппаратурных, бланковых и опросных тестов, а также с помощью имитационного  эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации, этапы реальной профессиональной деятельности, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и объективно фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы. Подбор кадров – многоэтапная, кропотливая и непрерывная работа, требующая специальных способностей, черт характера, знаний и умений.

Профессиональный отбор  состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых по определенным критериям отбора решается вопрос о пригодности кандидата к службе:

социально-правовой (демографический  – возраст, образование, место жительства и т.д.),

медицинский (состояние здоровья соматического и психического),

психологический (определение психической предрасположенности к той или иной специальности в службе судебных приставов). Также используется профессиональная проба – испытательный срок, по окончании которого принимается решение о возможности кандидата работать.

В свою очередь отбор психологический есть не что иное, как «принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний».

Психологическому  отбору предшествует определение совокупности требований к кандидатам на основе психологического анализа предстоящей им деятельности, а затем подбор соответствующих этим требованиям диагностических методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методики для профессионально – психологического отбора сотрудников ПО

 

Набор стандартизованных  методик, используемых при профессионально-психологическом  отборе в правоохранительные органы, должен обеспечивать полноценное интегральное изучение и оценку  свойств:

  1. социально-мотивационных качеств (жизненных ориентации, уровня социальной ответственности личности);
  2. профессионально-мотивационных качеств (мотивов выбора профессии сотрудника правоохранительных органов и деятельностных ценностных ориентации);
  3. правосознания;
  4. морально-психологической подготовленности;
  5. деловых качеств (волевых, организаторских);
  6. познавательных психологических качеств (мышления, внимания, памяти и др.);
  7. психофизиологических качеств.

Информация о работе Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки