Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:58, контрольная работа
Психологическое обеспечение самых различных сфер деятельности человека сегодня не является чем-то необычным.
Психология считается неотъемлемой частью системы образования, здравоохранения и т.д. Постепенно и она входит в сферу правовых отношений и юридическую практику. В настоящее время психологическая служба уже существует в органах прокуратуры, системе ОВД, исправительных учреждениях, таможенной службе. Применение психологических знаний в этих сферах оправдало себя в полной мере.
Введение…………………………………………………………………………3
Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах…………………………………………………………………….5
Методики для профессионально – психологического отбора сотрудников ПО…………………………………………………………11
Критерии профессиональной пригодности сотрудников ОВД………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………..19
Специфика правоохранительной
деятельности определяет специфику
приоритетов при
Предстоит еще математически решить задачу системной оценки всех семи основных свойств, входящих в структуру способности к правоохранительной деятельности. Их нельзя просто суммировать, игнорируя ранговую значимость свойств, резко возрастающую от седьмого к первому свойству. Образно говоря, даже десять "пятерок" по седьмому свойству не могут перевесить одной "двойки" по первому.
Изложенные
концептуальные положения относятся
к изучению и оценке всех отбираемых
в правоохранительные органы, но нужны изучение и
оценка специальных способностей при
отборе специалистов в конкретные юридические
органы, службы, подразделения. При этом
отборе должно уделяться внимание оценке
степени развития отдельных качеств или
их групп, отвечающих особенностям деятельности
специалиста, например, управленческих,
профессионально-
Вопросы методики
психологического отбора. Одной из
актуальнейших задач в
1) диагностики мотивационных качеств:
2) диагностики
морально-психологических(
Представляют повышенный интерес различные методики изучения самосознания, почти не используемые ныне (например, опросник самоотношения В.В. Столина, тест "Уровень субъективного контроля"- локуса контроля личности в различных сферах жизнедеятельности, методика измерения притязаний и др.).
Названные методики необходимо
постепенно дополнять другими, адаптируемыми
и разрабатываемыми применительно к специфике
потребностей профессионально-
Все виды психологического отбора целесообразно сделать в основном компьютеризованными.
3 Критерии
профессиональной пригодности
1.Определение
профессиональной пригодности сотрудника
правоохранительной организации проводится
в целом по результатам его правоохранительной
деятельности и носит, как правило, комплексный
характер, в основе которого лежат критерии,
характеризующие эффективность и качество
его труда. В течении некоторого времени
оценка сотрудников ОВД проводилась на
основе квалификационных критериев (результаты
экзаменов, аттестаций и т.п.). Но при проведении
профессионально-
Во-первых, профессиональная пригодность, равно как и непригодность, оцениваются по объективным критериям, показателям эффективности его труда в виде конкретно достигнутых им результатов. Эти достигнутые показатели могут быть зафиксированы в качественной и количественной форме.
Во-вторых, отдельную группу критериев профессиональной пригодности составляют оценки деятельности и личности кандидата, данные ему вышестоящими руководителями и отраженные в различных документах личного дела. («внешние критерии»). К их числу относятся оценки различных профессиональных качеств сотрудника, которые помогают ему добиваться высоких результатов в работе, например, такие как: инициатива, добросовестное и ответственное отношение к делу, владение профессиональными навыками и т.п. Эти критерии более субъективны, нежели критерии, относящиеся к первой группе, однако обычно они также достаточно надежны.
В-третьих, профессиональная
пригодность сотрудника может оцениваться
косвенно по его индивидуально-
Критерии профессиональной пригодности (как объективные по результатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:
-отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;
-различать сотрудников
ОВД с высокой и низкой
-быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности каждого сотрудника ОВД;
2. Объективными
(«внешними») критериями профессиональной
успешности сотрудника ОВД
О профессиональной
успешности сотрудников ОВД могут
свидетельствовать также
Заключение
Психологический отбор и его проблемы. Не каждый желающий работать в, системе укрепления законности и правопорядка способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам человека. Это не является исключением. Зависимость успешности работы от способностей человека к ней установлена давно. Чем сложнее работа, чем выше ее требования, тем меньшее число людей способно выполнять ее, тем важнее тщательно отбирать людей при приеме на работу.
В 1912 г. Г. Мюнстербергом(1863-1916) был предложен экспериментальный психологический метод определения способностей. С тех пор психологический отбор, решающий задачу определения способностей у кандидатов на работу, получил в мире широкое, практически повсеместное распространение. В системе правоохранительных органов нашей страны он стал применяться с конца 70-х годов. За 20 лет накоплен значительный опыт, подтвердивший его жизненную необходимость. Вместе с тем есть серьезные основания критически оценить сделанное с практических позиций.
От психологического отбора можно ожидать многого, что подтверждают зарубежная практика и опыт различных ведомств нашей страны. Оправдываемость психодиагностических оценок в них достигает 92-95%, что позволяет существенно снизить текучесть кадров и экономит огромные средства. Кроме того, найти человеку работу по способностям- значит повысить ее эффективность, дать самому человеку возможность самоутвердиться, почувствовать себя нашедшим свое место в жизни, добиться успеха, и напротив. К сожалению, нельзя этого сказать об отборе в правоохранительных органах. Так, в структурах Министерства внутренних дел, где центры психодиагностики функционируют не менее пяти лет, число милиционеров, уволенных на первом году службы, только на 4% меньше, чем в тех, где таких центров нет, преступлений и нарушений законности сотрудниками - соответственно на 1,5%, а количество суицидов - на 3% меньше.
Важность профессионального отбора не вызывает сомнений в силу того, что к людям, от решений которых зависит жизнь и судьба многих других людей, должны предъявляться особые требования.
Определение профессиональной
пригодности сотрудника правоохранительной
организации проводится в целом
по результатам его
Анализ и изучение любой профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, результатом которого является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.
Таким образом,
проведенное
Список литературы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов.- М.: Пер Се, 2001.-511с
2. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2000.-624 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.
4. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. - М.: Высшая школа психологии, 2004.-436с.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-517с.
6. Панчихин О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный психологический отбор.// Законность, 1993, №4.
7. Правоохранительные органы РФ .Учебное пособие/ Под ред. В.К. Боброва. -М.: МЮИ МВД России, «Щит-М», 1998.-136с.
8. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. – М., 1994. – 116с.
9. Столяренко А.М. (ред.) Прикладная юридическая психология.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001.-639с.
Информация о работе Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки