Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:20, биография
Ананьев Борис Герасимович (1907 – 1972) – советский психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
Бодалев Алексей Алексеевич (1923) – действительный член Российской Академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности. Алексей Александрович имеет 400 печатных трудов, из которых шесть монографий, написанных лично, и четыре – в соавторстве. Основное содержание их – освещение проблем общей, социальной и педагогической психологии.
Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) – советский психолог, ученица Л.С. Выготского. Свой научный вклад Л.И. Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом.
Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992 г.) выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению пси¬хологических проблем в области восприятия, позна¬вательных способностей, диагностики умственного развития.
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
Артур Владимирович автор и редактор многократно переиздававшихся учебников «Общая психология» (1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогическая психология» (1971, 1979); «Основы психологии и педагогики высшей школы» (1986). Петровский является соредактором словарей «Краткий психологический словарь» (1985); «Психология. Словарь» (1990).
Пиаже Жан (1886 – 1980) – крупнейший психолог современности, основатель Женевской школы генетической психологии, автор около 50 книг, сотен статей. Его учение о познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений в психологии.
Пиаже рассматривал процесс развития на основе общего биологического понимания его как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. Равновесие этих процессов обеспечивает равновесие в отношениях между средой и организмом.
Качественная специфика детского мышления представляла постоянный интерес ученого. Причем, в начальный период творчества исследователь рассматривал развитие мышления ребенка как переход от аутистического к эгоцентрическому и от него – к социализированному мышлению. Позже умственное развитие рассматривается ученым как устремленное к логико-математическим структурам: операция занимает теперь ключевую позицию в детерминации познавательной активности ребенка.
В любом случае, тот факт, что вокруг концептуальных схем Пиаже все время ведется полемика «за» или «против», свидетельствует о неиссякаемой креативности разработанных великим психологом идей.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) – выдающийся психолог и философ, произведения которого составили целую эпоху в истории советской психологии.
Заслуга С.Л. Рубинштейна состоит в развитии практически всех областей психологии. Он выдвинул и теоретически и экспериментально разработал такие фундаментальные методологические принципы психологического исследования, как принцип единства сознания и деятельности, диалектико-материалистический принцип детерминизма. Кроме того, С.Л. Рубинштейн внес неоценимый вклад в развитие психологии личности и социальную психологию, выступая в этой отрасли подлинным гуманистом.
С.Л. Рубинштейн является автором фундаментального психологического труда «Основы общей психологии». Именно за эту книгу его обвинили в космополитизме и сняли практически со всех постов. Стойко перенеся незаслуженный удар, Сергей Леонидович смог написать философско-психологический труд «Бытие и сознание».
В памяти новых поколений психологов С.Л. Рубинштейн останется как «педагог в большом стиле».
Скиннер Фредерик Берхаус (1904 – 1990) – известный американский психолог, представитель радикального бихевиоризма, автор концепции «оперантного обусловливания», теоретическое оформление которой составляет содержание книги «Поведение организмов»(1938); создатель концепции программированного обучения, описанной в работах «Наука об учении и искусство обучения»(1954), «Технология обучения»(1968).
Программированное обучение по Скиннеру заключалось в получении правильных реакций и их закреплении путем подкрепления. Одним из оснований программированного обучения явился принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.
Несмотря на мощную критику бихевиоризма в целом и программированного обучения, в частности, эту технологию обучения относят к числу современных нетрадиционных способов обучения.
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Наряду с концептуальной проработкой важнейших теоретико-методологических проблем детства, Эльконин целенаправленно работал над прикладными, психолого-дидактическими вопросами обучения и воспитания. Им опубликовано 10 монографий и сотни научных статей. Среди основных трудов Д.Б. Эльконина: «Детская психология» (М., 1978); «Избранные психологические труды» (М., 1989).
Даниил Борисович был необыкновенно цельной личностью и своей преданностью науке, принципиальностью, научными достижениями, талантом педагога оказал огромное влияние на многие поколения психологов.