Планирование процесса систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Развитие хозяйственной системы – это не простое наращивание ее производственных мощностей, а движение к определенной цели. В процессе развития требуется единство действий отдельных элементов системы – вот это и можно обеспечить планированием всей деятельности предприятия. Планирование – это не только активное и сознательное стремление к будущему, но одновременно и концепция целенаправленного поведения.

Содержание

Введение

1. Сущность планирования
1.1 Принципы планирования
1.2 Методы планирования
2. Виды планирования
2.1 Перспективные и стратегические планы
2.2 Тактическое и оперативное планирование
3. Бизнес-план организации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование процесса систем управления.docx

— 63.14 Кб (Скачать файл)

Хотя многие позиции бизнес-плана  скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех  в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит в  том, чтобы сориентировать хозяйственную  деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получить ресурсы; определить конкретные ее виды, рынки; оценить финансовое положение; предусмотреть трудности  и подводные камни.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать  всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие  в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а  на основании его уже разрабатываются  варианты с учетом различных видов  пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают  гарантии их собственных интересов.

Для банков, страховых компаний и  инвесторов это – финансовая устойчивость организации; для сбытовых фирм –  качество, новизна, стоимость продукции; для поставщиков – объем потребности  в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах; для  профсоюзов – социальные моменты.

Структура бизнес-плана является свободной, но тем не менее в нем должен присутствовать определенный набор  разделов и показателей, характеризующих  как саму организацию, так и будущий  проект, ради которого данный документ составляется.

Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с документом.

Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий  момент, тенденции и перспективы  его развития; приводятся ориентировочные  сроки работы в данном направлении; рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений; приводятся гарантии их сохранности.

В основных разделах бизнес-плана  может содержаться следующая  информация:

– о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях;

– о потенциале организации, его развитии на предстоящий период и связанных с этим затратах;

– об имидже – традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественности. Благоприятный имидж много значит для решения вопроса о доверии к фирме со стороны потенциальных партнеров;

– о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрения новых методов руководства; формах взаимоотношений с профсоюзной организацией;

– о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях: планируемых к внедрению технологиях и оборудовании; источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах; путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля процессов и качества продукции;

– о продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов;

– о стратегии маркетинга. Обычно этот раздел начинается с характеристики рынков сбыта для планируемой к производству продукции;

– о конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, завоевания рыночной ниши. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке; перечисляются основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и пр. На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников;

– о плане маркетинга, включающем описание маркетинговой ситуации (величины рынка, главные виды присутствующей на нем продукции, основные конкуренты, каналы распределения); перечень задач; программу действий по их реализации; способы контроля над ними; необходимые затраты;

– об основных направлениях внешнеэкономической деятельности. Здесь, в частности, рассматривается порядок регистрации фирмы как ее участницы, сроки открытия валютного счета; особенности расчетов с зарубежными партнерами, предположительные объекты экспорта и импорта; возможные контрагенты;

– о себестоимости, цене, прибыльности производства, их критической величине, ниже которой деятельность фирмы является убыточной.

– о рисках и способах их страхования. Риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества, стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами. В разделе дается примерная оценка рисков и перечисляются основные мероприятия, направленные на их снижение (профилактика оборудования, меры противопожарной безопасности, оснащение сигнализацией;

– о финансовой стратегии организации при осуществлении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п.;

Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно представляет в денежном выражении все предыдущие разделы. В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков,

Помимо основных разделов, бизнес-план может содержать приложения в  виде наглядных различных материалов – графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий  с указанием ответственных лиц.

По сравнению со стратегическим планом бизнес-план характеризуется  следующими особенностями:

– включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса;

– имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется;

– обладает высокой функциональной направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно  столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино, что эту деятельность с полным правом можно считать  граничащей с искусством.

Планирование охватывает все стороны  хозяйственной жизни, и, сегодня  без него не может обойтись ни одно предприятие. В то же время планы  нельзя абсолютизировать, ибо они  сковывают инициативу, что в условиях стремительно меняющейся экономики  недопустимо. Поэтому планирование всегда должно сопровождаться предоставлением  подразделениям максимально возможной  самостоятельности, права принятия решений с учетом складывающегося  положения дел, если такие решения  оказываются более эффективными, чем заложенные в плане.

На некоторых предприятиях к  планированию еще до сих пор зачастую подходят по старинке. Составленные планы  спускают для безоговорочного выполнения, но это порочный подход. Сегодня  планирование может быть только живым  творчеством всех работников и только тогда оно окажется успешным.

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании и развитии производственной системы, их увязку с точки зрения оптимизации  конечного результата. Это позволяет  обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем. Любое хозяйственное  решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как  будущего результата, так и условий  его реализации, что можно осуществить  только с помощью средств и  методов планирования. Поэтому изучение его теории и практики занимает важное место в подготовке специалистов управленческого профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Высш. Школа, 2001. – 367 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.

3. Драчева Е.П., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

4. Егорова Т.И. Основы менеджмента. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. – 136 с.

5. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. Мн.: «Новое знание», 2001. – 635 с.

7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – Минск: «Новое знание», 2000. – 336 с

8. Менеджмент: теория и практика  в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

9. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.

10. Уткин Э.А. Менеджмент: Учебник. – М.: ТЕИС, 2003. – 447 с.


Информация о работе Планирование процесса систем управления