Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально-ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 96.81 Кб (Скачать файл)

* В рисунке отражает  существенные признаки того или  иного времени года.

* Выражает эстетическое  отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок не всегда  правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в  нужной последовательности.

* Не знает характерных  признаков разных времен года.

* Отвечая на вопрос "Какое  время года тебе нравится больше  и почему?", называет только  время года.

* В рисунке не может  отразить характерные признаки  того или иного времени года.

* Не выражает эстетического  отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым  ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка  нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была  кошка или собака, как бы ты  стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым  ухаживать за обитателями Уголка  природы в детском саду?

- Что ты вместе с  взрослыми можешь делать, чтобы  на участке детского сада всегда  росли растения?

- Как мы можем помочь  зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок полными предложениями  отвечает на поставленные вопросы.

* Знает, как нужно ухаживать  за домашними животными и обитателями  Уголка природы.

* Понимает взаимосвязь  между деятельностью человека  и жизнью животных, птиц и растений.

* Без труда выражает  свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок отвечает на  поставленные вопросы.

* В основном знает, как  нужно ухаживать за домашними  животными и обитателями Уголка  природы.

* Иногда не понимает  взаимосвязи между деятельностью  человека и жизнью животных, птиц  и растений.

* Может выразить свое  отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок затрудняется  отвечать на поставленные вопросы.

* Не имеет представления  о том, как нужно ухаживать  за домашними животными и обитателями  Уголка природы.

* Не понимает взаимосвязи  между деятельностью человека  и жизнью животных, птиц и растений.

* Затрудняется выразить  свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

       
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Таня В.

8

С

7

Н

9

С

11

С

9

С

8,8

С

 

Женя К.

10

С

8

С

11

С

13

В

9

С

10,6

С

 

Света К.

6

Н

5

Н

8

С

10

С

7

Н

7,2

Н

 

Оля Г.

12

С

13

В

13

В

12

С

12

С

12,4

С

 

Алеша Д.

8

С

7

Н

10

С

11

С

8

С

8,8

С

 

Марат М.

9

С

8

С

13

В

13

В

9

С

10,4

С

 

Саша Л.

10

С

8

С

11

С

12

С

8

С

9,8

С

 

Маша С.

13

В

12

С

13

В

13

В

13

В

12,8

В

 

Галя Ф.

6

Н

7

Н

7

Н

7

Н

6

Н

6,6

Н

 

Артур З.

13

В

11

С

14

В

14

В

13

В

13,0

В

 

В среднем по гр.

9,5

С

8,6

С

10,9

С

11,6

С

9,4

С

10,0

С

 
                           

 

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

       
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Катя Ш.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

 

Эльвира М.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

 

Вова К.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

 

Петя М.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

 

Олег С.

9

С

8

С

11

С

11

С

10

С

11,8

С

 

Миша А.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

 

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

 

Галя И.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

 

Марина П.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

 

Вадим Б.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

В

12,2

С

 

В среднем по гр.

9,5

С

9,0

С

10,4

С

11,1

С

9,5

С

9,9

С

 
                           

Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру  природы - соответственно 10,0 и 9,9 баллов.

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных одинаков - 9,5 балла.

3. Уровень знания о  растительном мире и уровень  экологически правильного отношения  к миру природы у дошкольников  экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной  группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.

4. Уровень знаний о  неживой природе и временах  года у дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников  контрольной группы на 0,5 балла.

Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.

Таблица 3

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

 

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

     
 

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

 

Высокий уровень

20

20

10

10

40

20

40

40

20

20

20

10

 

Средний уровень

60

50

50

80

50

70

50

60

60

60

60

80

 

Низкий уровень

20

30

40

10

10

10

10

0

20

20

20

10

 
                           

 

2.2. Формирующий эксперимент

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  мероприятий, на занятиях в ДОУ  и в повседневной жизни, по  повышению уровня экологической  воспитанности старших дошкольников  с помощью формирования на  занятиях системы знаний о  животных.

2) апробировать разработанный  мной комплекс на дошкольниках  экспериментальной группы.

При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - я опиралась на следующие источники:

- программы, направленные  на экологическое воспитание  дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999), " Программа экологического  воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), "Семицветик" (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997);

- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

1. В ходе формирующего  эксперимента была учтена разница  в уровнях сформированности экологических  знаний и экологического отношения  к миру природы у отдельных  дошкольников экспериментальной  группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур  З. показал высокий, а Галя Ф. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам  был особенно необходим индивидуальный  подход.

2. При составлении комплекса  занятий в ДОУ и самостоятельной  деятельности дошкольников учитывались  результаты по каждому из 5 заданий  констатирующего эксперимента. Особое  внимание уделялось развитию  тех экологических знаний, в освоении  которых дошкольники испытывали  затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Информация о работе Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования