Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально-ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 96.81 Кб (Скачать файл)

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

Список литературы

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с  родителями по экологическому  воспитанию детей // Ребенок в  детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

3. Бобылева Л., Дупленко  О. О программе экологического  воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.

5. Большакова М., Морева  Н. Народные названия растений  как одно из средств формирования  интереса к природе // Дошкольное  воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.

6. Букин А. П. В дружбе  с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

7. Васильева А. И. Учите  детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

8. Вербицкий А.А. Игровое  моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.

9. Выготский Л.С. Игра и  ее роль в психологическом  развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

10. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. - М, 2004. - 156 с.

11. Зебзеева В. О формах  и методах экологического образования  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. - 178 с.

14. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М, 2005. - 427 с.

15. Жарков Г. В. Развитие  личности молодого человека средствами  интеллектуальных и творческих  игр. - Владимир. 2006. - 377 с.

16. Иванова А. И. Методика  организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском  саду: Пособие для работников  дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

17. Иванова Г., Курашова  В. Об организации работы по  экологическому воспитанию // Дошкольное  воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

18. Йозова О. Наглядные  пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.

19. Коломина Н. В. Воспитание  основ экологической культуры  в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

20. Королева А. Земля - наш  дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

21. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.

22. Клепинина З.А., Мельчаков  Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.

23. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

24. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.

25. Левина Р. Метеоцентр  в детском саду, или экология  и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.

26. "Мы" - Программа экологического  образования детей / Н. Н. Кондратьева  и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

27. Марковская М. М. Уголок  природы в детском саду / Пособие  для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

28. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания  дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под  ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

29. Николаева С. Н. Юный  эколог: программа и условия ее  реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с. 119.

30. Николаева С. Н. Теория  и методика экологического образования  детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

31. Николаева С. Н. Обзор  зарубежных и отечественных программ  экологического образования и  воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.

32. Мойснер Г.П. Всё начиналось  с экологической тропы. //Начальная  школа, 2005. - №3.

33. Назаренкова Г.Н. Коллективное  игровое творчество как фактор  нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. - 158 с.

34. Назаренкова Г.Н. Воспитательное  взаимодействие в структуре игровой  деятельности.- Чебоксары, 2002. - 190 с.

35. Пакулова В.М., Кузнецова  В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. - 338 с.

36. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении  и развитии. - М, 2004. - 387 с.

37. Рожно-в В. Е. Игровая  терапия. - М, 2006. - 123 с.

38. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического  воспитания дошкольников // Дошкольное  воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

39. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования  в Российской Федерации" // Дошкольное  воспитание. - 2005. - N 10. - с. 18-20.

40. Соломенникова О. Диагностика  экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

41. Рыжова Н. Экологический  проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное  воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

42. Суравегина И.Т., Сенкевич  В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.

43. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. - Киев, 2005. - 254 с.

44. Шмалов С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М, 2004. - 264 с.

45. Эльконин Д. Б. Психология  игры. - М, 2004. - 438 с.

46. Эльконин Д. Б. Символика  и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.

47. Целищева И., Большакова  М. Дикие животные: интегрированные  занятия по ознакомлению с  природой и развитию элементарных  математических представлений // Дошкольное  воспитание. - 2005. - N 11. - с. 53-64.

Приложения

Приложение 1

Цикл наблюдений за хомяком

* Здравствуйте, я хомячок!

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения

Посмотрите. Кто это?

Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

Куда он лезет? Что ему помогает?

Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

* Устроим хороший дом  для хомячка.

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

Ход наблюдения.

Посмотрим, где живет Пик?

В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном?

Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

Зачем вообще в клетке нужен песок?

Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

* Хорошо ли хомяку в  новых условиях?

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения.

Где живет Пик?

Чем является клетка для хомяка?

Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).

Что делает Пик в норке?

Какие действия совершает с колесом?

Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

* Что и как ест хомяк.

Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

Ход наблюдения.

Отгадайте загадку:

- Серый зверек, в группе  живет,

Дружит с ребятами,

Морковку, зерно грызет.

Как зовут нашего хомяка?

Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.)

Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

5. Как хомяк делает  запасы

Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.

Ход наблюдение.

Что больше всего из еды любит Пик?

Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?

Что делает теперь? (Набираем корм.)

Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается).

Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим).

Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?

Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы).

Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.)

На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке).

Запасливый ли хомяк.

Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши).

Какие у него зубы? Верно, острые - ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.

В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

6. Хомяк - чистоплотный зверек.

Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

Ход наблюдения.

Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой)

Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как.

А как он чистит свою шерстку?

Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая).

А что это за баночка? (Туалет.)

Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?

Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным).

Хорошо ли он себя чувствует? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.)

Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

7. Как хомяк отдыхает?

Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня.

Наблюдать, в каком месте.

Ход наблюдения.

В какую часть суток мы чаще всего видим Пика?

Как он себя ведет? Что делает?

Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью - бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

Информация о работе Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования