Подростки с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачи нашего исследования:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

- законность;

- демократизм;

-  гуманное обращение с несовершеннолетними;

-  поддержка семьи и взаимодействие с ней;

-  индивидуальный подход к исправлению несовершен 
нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной 
информации;

-  государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-  обеспечение ответственности должностных лиц и граждан 
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики - социальное воспитание.

Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7, с. 182].

Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.

В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших закона по сути оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.

В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта - потенциального клиента.

Закон «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные услуги.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика или учащегося какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.

Закон «Об основах системы профилактики...», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики...»специфические признаки групп детей - объектов профилактической работы, а именно:

-   безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

-   беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жиельства и/или места пребывания;

-   несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Принципиально с точки зрения закона выделение и более частных параметров возможного объекта профилактической работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:

1)безнадзорные или беспризорные;

2)занимающиеся бродяжничеством  или попрошайничеством;

3)содержащиеся в социально-реабилитационных  центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;

4)употребляющие наркотические  средства или психотропные вещества  без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

5)совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного  взыскания;

6)совершившие правонарушение  до достижения возраста, с которого  наступает административная ответственность;

7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащие уголовной  ответственности в связи с  недостижением возраста, с которого  наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в  психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10)условно-досрочно освобожденные  от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11)получившие отсрочку  отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12)освобожденные из учреждений  уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-  воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной помощи и/или реабилитации;

13)осужденные за совершение  преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14)осужденные условно, осужденные  к обязательным работам, исправительным  работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.

Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным нововведением, является представленная в законе индивидуальная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с детьми группы риска.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Введение института индивидуальной профилактической работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.

Впервые в российской практике взаимодействия с детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмешательство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

Впервые за многие годы профилактической работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ребенка, несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.

Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи:

-  организация адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,

-  защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

•    Все вышеприведенные размышления дают однозначный ответ на вопрос об объекте общегосударственной технологии работы с детьми группы риска.

Выделенные особенности и противоречия характеризуют особенности выбора объекта общегосударственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно.

В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ведомственная разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.

Перед специалистом в сфере профилактики и социальной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государственного подхода в решении проблем несовершеннолетних, поиск таких форм работы, которые обеспечивали бы успешность социального развития ребенка.

Определенная противоречивость общегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.

Информация о работе Подростки с противоправным поведением