Подростки с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачи нашего исследования:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.   

 Один из возможных  вариантов организации совместной  работы — воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:

— следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в воспитательную колонию);

— служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;

— служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);

— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;

— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;

— служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания. 

Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.         

 Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.         

 Неблагоприятные тенденции  роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко практикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно.   

 Достижение желаемого  эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием» [см.  62 - с. 270].

 

Литература

1.   Антонян Ю.М. Социальная  среда  и  формирование  личности  преступника  (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.

2.   Арсеньева  М.И.,  Ермаков  В.Д.,  Понкратов  В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.

3.   Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

4.   Башкатов И.П. Социально-психологические  методы  изучения  личности  и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.

5.   Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология  и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А.  Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.

6.   Беличева  С.А.  Парадоксы   превентивной   теории   и   практики   //

7.   Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.

8.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

9.   Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

10.   Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.

11.   Божович Л.Я. Личность и ее формирование  в  детском  возрасте.  –  М., 1968.

12.   Борьба с групповыми правонарушениями  несовершеннолетних  /  Под  ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.

13.   Букин В.Р. Научно-технологический процесс  и  психология  ведущего. – Л., 1973.

14.   Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

15.   Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. –  Каз., 1985.

16.   Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности  ВТК.  – М., 1991.

17.   Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.

18.   Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.

19.   Жигарев Е.С.  Криминологическая  характеристика  несовершеннолетних и  организация их правового воспитания. – М., 1990.

20.   Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными  учащимися. – М., 1982.

21.   Игошев  К.Е.  Преступность  и   ответственность   несовершеннолетних:

22.   Социально-психологический очерк.  –  Свердловск:  Средне-Уральск.  кн. изд-во, 1973.

23.   Игошев К.Е. Психология преступных проявлений  среди  молодежи.  –  М., 1982.

24.   Игошев  К.Е.,   Шмаров   И.В.   Социальные   аспекты   предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.

25.   Калмыкова З. Проблемы преодоления  неуспеваемости  глазами  психолога. 1982.

26.   Кочетов  А.И.,  Верницкая  Н.Н.  Работа  с  трудными  детьми.  –  М.: Просвещение, 1986.

27.   Крутецкий В.А. Психология обучения  и  воспитания  школьников.  –  М., 1976.

28.   Кудрявцев В.Н.  Социально-психологическая характеристика антиобщественного  поведения  –  В  кн.: Методологические   проблемы      социальной психологии. – М., 1985.

29.   Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.

30.   Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 – М., 1989.

31.   Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. –  М., 1975.

32.   Овчарова Р.В. Технологии практического психолога  образования. – М., 2000.

33.   Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.

34.   Социально-психологические, социально-педагогические и  индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений  несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.

35.   Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями  в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости  школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.

 


Информация о работе Подростки с противоправным поведением