Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:10, контрольная работа

Краткое описание

Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.

Содержание

Совершенствование психических процессов…………………………….3
Общая характеристика ситуации познавательного развития………….5
Развитие общих и специальных способностей…………………………..7
Развитие мышления………………………………………………………..8
Социальная ситуация развития………………………………………….10
Ведущий тип деятельности………………………………………………12
Формирование личности подростка…………………………………….14
Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми……16
Кризис подросткового возраста………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение                   высшего   профессионального образования

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И  ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Возрастная психология

На тему: «Подростковый возраст»

                       

                                                                  

 

 

                                                          Выполнила: студентка III курса

                                                                 Факультета социологии и политологии

                                                            Отделение «Социальная работа»  ОЗО

                                                                                                      Пустовит Н.С.

                                                              Преподаватель: Мацинина Н.В.

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 г.

Содержание

  1. Совершенствование психических процессов…………………………….3
  2. Общая  характеристика ситуации  познавательного развития………….5
  3. Развитие общих и специальных способностей…………………………..7
  4. Развитие мышления………………………………………………………..8
  5. Социальная ситуация развития………………………………………….10
  6. Ведущий тип деятельности………………………………………………12
  7. Формирование личности подростка…………………………………….14
  8. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми……16
  9. Кризис подросткового возраста………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Совершенствование  психических процессов

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними. 

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более  высокий уровень самосознания, потребность  осознать себя как личность, формирование самосознания составляет главный итог переходного  возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке. Представления, на основании  которых у подростков формируются  критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности – самопознания. 

Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими  людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь  друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, понятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с  классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем  мнение учителей или родителей, и  он обычно очень чутко реагирует  на воздействие  коллектива товарищей. Приобретенный  опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей  формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются  неплохие условия для  формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных  с взаимоотношениями людей, в  том числе умения налаживать деловые  контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Прилив физических сил  побуждает к деятельности. Не у  каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования  этого возраста.

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия.  У ребенка ещё не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также  осознает в её истинных пределах.

2.Общая   характеристика ситуации  познавательного  развития

В старших классах  школы развитие познавательных процессов  детей достигает такого уровня, что  они оказываются практически  готовыми к выполнению всех видов  умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

С переходом из младших  классов в средние и далее  в старшие классы школы изменяется положение детей в системе  деловых и личных взаимоотношений  с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском  возрасте активно идет процесс познавательного  развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно  сказать больше.

Подростки и юноши  уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.

 

К старшему школьному  возрасту дети усваивают многие научные  понятия, обучаются пользоваться ими  в процессе решения различных  задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического  мышления. Одновременно наблюдается  интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно заметным в  эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы  осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое  отражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем  по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Развитие  общих и специальных способностей

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Общие способности: включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним,относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. 

Специальные способности: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.  Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Если  выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей.

 

 

4.Развитие  мышления

Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и  споров. Находящаяся  в разгаре  своего созревания функция  –мышление- начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни  подростка и юноши. В  подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных  понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. На его мышлении лежит  ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не хватает в должной  мере диалектичности. Ему недостаёт  ещё философского диалектического  мышления. Мышление — одна из тех  функций, которые в онтогенезе, как  и в филогенезе, развиваются позднее  ряда многих других функций. Влияние  школы на мышление, начинающееся с  первого дня поступления ребёнка  в школу, особенно ярко выступает  в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как  в средних классах школы. В  младших классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного  опыта дошкольника и разнообразие дошкольной среды.

В старших классах, а  ещё в большей степени  по выходе из школы, разнообразие создаётся  рядом других причин. Одна из причин—жизненные установки и интересы общественно  почти или совсем определившегося  человека. Другая причина—разнообразие степени и характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и т.п., при прочих равных условиях, побуждают человека усиленней думать. Наконец, третья причина—разнообразие внешкольной и после школьного образования, чтение и т.п.

  Перемены, совершающиеся  в  мышлении подростка, овладевающего   понятиями, - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные  изменения как в области содержания, так и в области форм мышления.

   Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий.

Информация о работе Подростковый возраст