Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:16, доклад
Для формирования благополучного «Я» (здоровой личности) человек нуждается в положительном отношении – любви, сердечности, заботе, уважении и одобрении. Но в детстве, так же как и в более поздние периоды жизни, человек часто получает обусловленное одобрение от родителей и от других людей. Ощущение собственной ценности развивается у человека тогда, когда он ведет себя определенным образом, потому что обусловленное одобрение приучает человека чувствовать свою значимость только тогда, когда он приспосабливается к желаниям других. Таким образом, человек может быть вынужден отказываться от собственного восприятия или искажать его, когда некто, чье мнение является значимым для человека, видит ситуацию по-другому.
Подходы в психологической помощи в Зарубежной практике.
Личностно-центрированный и экзистенциальный подходы в консультировании.
Личностно-центрированному консультированию присущ особый взгляд на сущность человека: люди считаются изначально наделенными положительными качествами. Сущность человека определяется такими характеристиками, как «позитивность, устремленность вперед, конструктивность, реалистичность и надежность». Каждый человек, начиная с младенческого возраста, является существом сознательным, направляемым изнутри и движущимся к самоактуализации. Роджерс придерживался взгляда, что дети уже с рождения обладают следующими чертами:
Согласно Роджерсу, самоактуализация является наиболее распространенным и наиболее действенным двигателем существования и охватывает действия, которые влияют на личность в целом. Теоретики, придерживающиеся личностно-центрированного подхода, полагают, что любой человек способен к отысканию личностного смысла и цели в жизни.
Роджерс рассматривает индивида с феноменологической точки зрения: восприятие человеком действительности считается более важным, чем события сами по себе. Такая точка зрения на личность напоминает позицию Адлера. Концепция «я» – это еще одна идея, которая сближает взгляды Роджерса и Адлера. Но для Роджерса это понятие является до такой степени центральным, что его теорию часто упоминают как теорию «я». «Я» – это продукт пережитого опыта человека, и знание особенностей своего «я» помогает человеку дифференцировать себя от других.
Для формирования
благополучного «Я» (здоровой личности)
человек нуждается в положитель
Роль консультанта является холистической (интегрирующей). Он создает и поддерживает благоприятный климат, в котором клиент свободно себя чувствует, ощущая поддержку в раскрытии разных аспектов своего «Я». Эта атмосфера строится вокруг отношений клиент–консультант, которые Роджерс описывает как особое личностное качество, проявляющееся в отношениях «Я–Ты». Консультант понимает вербальный и невербальный язык клиента и реагирует на все, что он слышит или наблюдает. Ни клиент, ни консультант не в состоянии предвидеть, какое направление примут сессии или какие новые цели возникнут в процессе консультирования. Однако консультант доверяет клиенту подготовку повестки дня, над которой тот хотел бы работать. Профессия консультанта – быть фасилитатором, а не руководителем. В личностно-центрированном подходе консультант выступает как эксперт по процессу и как ученик эксперта (клиента). Здесь необходимо терпение.
Консультанты, работающие в рамках личностно-центрированного подхода, осторожно относятся к использованию психологических тестов. Они обычно используют их только по просьбе клиента и только после того, как клиент получил возможность отрефлексировать свои прошлые решения. Но если все же консультант прибегает к тестированию, он скорее обращает внимание на значение теста для данного клиента, а не на тестовые показатели. Для выявления особенностей клиента часто используется один оригинальный тест – методика Q-сортировки. Процедура тестирования включает три стадии. Сначала клиенту дают 100 карточек, каждая из которых содержит самоописательное предложение типа «я умный» или «я презираю себя». Затем клиента просят разложить карточки в девять стопок, начиная от «наиболее свойственного мне» до «наименее свойственного мне». После этого клиента просят повторно сортировать карточки, размещая их уже согласно тому идеалу, на который он хотел бы быть похожим. Заключительная стадия процесса состоит в установлении степени корреляции между двумя сортировками; тестирование может проводиться как до начала процесса консультирования, так и во время и после него.
В личностно-центрированном консультировании избегают использования диагнозов, потому что диагноз философски несовместим с целями подхода. Диагноз разделяет людей на категории и подразумевает, что человек не является уникальным. Он также накладывает на консультанта дополнительные обязательства: если доставлен диагноз, следующим этапом должна быть разработка плана лечения.
Цели личностно-
В конечном счете клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал. Роджерс придерживался мнения, что в результате применения личностно-центрированного консультирования клиенты должны стать «более реалистичными в восприятии себя, более уверенными и самостоятельными, положительнее оценивать себя, меньше сдерживаться в проявлении своих чувств, демонстрировать более зрелое, социализированное и адаптивное поведение, меньше подвергаться стрессам и быстрее преодолевать их; больше быть похожими в своих личностных структурах на здоровую, цельную, успешно функционирующую личность». Таким образом, основная цель личностно-центрированного консультирования состоит в установлении гармонии «между действительной и воспринимаемой "я-концелцией" клиента».
Методы личностно-
После 1980 года
консультанты, работающие в рамках
личностно-центрированного
1. Два человека находятся в психологическом контакте;
2. Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я») и является легкоранимым или тревожным;
3. Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;
4. Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;
5. Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения (внутренней системы координат) клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;
6. Клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.
Согласно Роджерсу, за исключением первого, эти шесть условий существуют не по принципу «все или ничего», а представляют собой каждое некий континуум.
Методы, которые помогают устанавливать взаимоотношения консультанта и клиента, включают следующие приемы (но не ограничиваются ими): активное и пассивное слушание, точное отражение мыслей и чувств, разъяснение, резюмирование, конфронтацию и рекомендации общего характера. В целом личностно-центрированное консультирование уделяет минимальное внимание формальным методам и делает максимальный акцент на важности терапевтических взаимоотношений.
Личностно-центрированное консультирование может быть оценено с различных точек зрения. Оно обладает следующими уникальными аспектами:
Следует также
отметить ограничения личностно-
Экзистенциальный подход к консультированию внутренне неоднороден. Среди экзистенциалистов не существует единодушия по поводу того, как формулировать теорию, чтобы объединить их идеи относительно помощи другим. Экзистенциализм представлен в работах отдельных видных американских теоретиков, включая Сиднея Жорарда, Абрахама Маслоу, Ирвина Ялома, Ролло Мэя, Клеммой Вонтресс и Кларка Мустакаса. Философские корни экзистенциального подхода к консультированию находятся в произведениях таких европейских авторов, как Серен Кьеркегор, Федор Достоевский, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Эдмунд Гуссерль, Фридрих Ницше, Мартин Бубер, Виктор Франкл и Мартин Хайдеггер.
Экзистенциалистам присущ ряд общих убеждений, таких как признание значения страданий, ценностей, свободы и ответственности за человеческую жизнь, а также повышенная озабоченность поиском смысла жизни. В то же время эти подходы широко отличаются своими акцентами.
Ролло Мэй и Виктор Франкл являются, по-видимому, наиболее известными теоретиками экзистенциального консультирования.
В целом экзистенциалисты полагают, что люди строят свою жизнь путем выборов, которые они делают. Даже в самых плохих ситуациях, например во время пребывания в нацистских концлагерях, существовала возможность принимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, такие как решение бороться за выживание. Экзистенциалисты сосредоточиваются на этой свободе выбора и действия, которое следует за выбором. Они рассматривают человека как автора своей жизни: жизнь человека ограничена ровно настолько, насколько каждый сам ограничивает ее. Они утверждают, что люди ответственны за любой выбор, который они делают, и что некоторые выборы являются более правильными и более значимыми, чем другие. Например, люди, высоко ценящие творчество, служение другим, дружбу и личностный рост, в своем сообществе или в семейном окружении могут, как описывал Абрахам Маслоу, переживать кульминационные моменты: они очень эмоционально ощущают полное единение со всей вселенной. Вот как может быть охарактеризовано такое состояние; «холистическое восприятие мира, естественная тенденция к синергии, ощущение себя пребывающим в духовном, межличностном, межкультурном и интернациональном состоянии, более осознанная и свободная мотивация».
Информация о работе Подходы в психологической помощи в Зарубежной практике