Подходы в психологической помощи в Зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:16, доклад

Краткое описание

Для формирования благополучного «Я» (здоровой личности) человек нуждается в положительном отношении – любви, сердечности, заботе, уважении и одобрении. Но в детстве, так же как и в более поздние периоды жизни, человек часто получает обусловленное одобрение от родителей и от других людей. Ощущение собственной ценности развивается у человека тогда, когда он ведет себя определенным образом, потому что обусловленное одобрение приучает человека чувствовать свою значимость только тогда, когда он приспосабливается к желаниям других. Таким образом, человек может быть вынужден отказываться от собственного восприятия или искажать его, когда некто, чье мнение является значимым для человека, видит ситуацию по-другому.

Вложенные файлы: 1 файл

Подходы в психологической помощи в Зарубежной практике.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, те, кто предпочитает потакать своим  слабостям, могут почувствовать  свою ненормальность и никчемность. Они могут испытывать то, что Франкл (1959) назвал экзистенциальным вакуумом (ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл). В экстремальных случаях у этих людей может развиться расстройство, названное Франклом ноогеническим неврозом (noogenic neurosis) (проявляющееся в ощущении бесполезности существования).

Согласно  Франклу, «смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает». Смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях:

а) наивысший смысл (на уровне мироздания);

б) смысл момента;

в) общепринятый каждодневный смысл.

Мы  можем обнаружить смысл жизни  тремя способами:

1.путем совершения поступка – то есть, достигая цели или выполняя что-либо;

2.путем переживания ценности, например, восторгаясь творениями природы, культуры или любви;

3.путем страдания – то есть, занимаясь поиском собственного адекватного отношения к фатальной неизбежности.

Экзистенциалисты  полагают, что психопатология –  это следствие неудачных попыток  сделать значимые выборы и в максимальной степени использовать свой потенциал. Вследствие неуверенности (тревожности), которая сопровождает действия, человек может избегать делать выборы и не реализовать свой потенциал. Тревожность часто ассоциируют с параличом, хотя Мэй утверждает, что умеренная тревожность может оказаться полезной и стимулирующей и может содействовать изменению человека. Он допускает, что клиенты могут завершать экзистенциальное консультирование в состоянии большей тревожности, чем она была до начала консультирования, но в таких случаях клиенты сознают свою тревожность и могут, следовательно, направлять ее к конструктивному использованию. Таким образом, одна из центральных проблем в теории экзистенциалистского подхода к консультированию – место и смысл тревожности в человеческой жизни. Акцент в рамках данного подхода делается на «внутреннем человеке» и на исследовании ценностей аутентичной личности. Осознавая собственные чувства и конечность человеческого существования, человек становится способным совершать тот выбор и принимать такие решения, которые увеличивают его жизненные возможности и являются наиболее «здоровыми».

Роль консультанта

Не существует никаких общепринятых ролей, которых  бы придерживались консультанты, работающие в рамках экзистенциального подхода. Каждый клиент считается уникальным. Следовательно, консультанты проявляют  внимание ко всем особенностям клиентов, «таким как голос, осанка, выражение  лица, даже одежда и, несомненно, непроизвольные движения тела». В основном консультанты концентрируются на достижении аутентичности по отношению к своим клиентам и на создании углубленных личных отношений с ними. Для консультанта нет ничего необычного в том, чтобы поделиться своими личными переживаниями с клиентом, что может способствовать углублению взаимоотношений и помочь клиенту осознать, что переживания и сомнения заложены в самой природе человека. Бюлер и Эллен полагают, что экзистенциальные консультанты сосредоточиваются на таких отношениях между людьми, которые подчеркивают взаимность, целостность и рост. Консультанты, разделяющие взгляды Виктора Франкла, в работе с клиентами широко применяют сократический метод диалога. Несмотря на отсутствие выраженных ролей, любой экзистенциальный консультант выступает в качестве модели, демонстрирует способы реализации индивидуального потенциала и принятия решений. Его усилия концентрируются на помощи клиенту в переживании субъективных чувств, в обретении ясного самопонимания и в развитии в направлении установления нового способа существования в мире. Цель работы – научиться жить продуктивно в настоящем, не пытаясь возродить собственное прошлое. Консультанты также «обращаются к глобальным вопросам существования (смерть, свобода, одиночество и чувство утраты смысла жизни)».

Экзистенциальные  консультанты не используют психологические  тесты, а также избегают ставить  диагнозы в соответствии с DSM-IV. Обе эти процедуры противоречили бы сущности подхода. Однако интересно отметить, что некоторые психологические инструменты (например, тест на определение жизненных намерений) базируются на экзистенциальных предпосылках и что в DSM-IVтревожность упоминается на различных уровнях классификации.

Цели

Цели экзистенциального  консультирования заключаются в  том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Консультанты, работающие в рамках экзистенциального подхода, надеются, что в течение курса консультирования клиенты станут брать на себя больше ответственности за собственную жизнь. «Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное». В этом процессе клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.

Клиент становится более ответственным отчасти  благодаря отношениям, установленным  с консультантом. В этих отношениях клиент начинает больше осознавать личную свободу. Таким образом, для клиентов главная цель консультирования заключается  в том, чтобы перейти от внешней  системы отсчета к внутренней. Деятельность перестает зависеть от суждений других людей; более того, действия будут в первую очередь оцениваться самими клиентами. Есть и другие цели консультирования: добиться лучшего понимания клиентом смысла собственного существования, указать ему на его уникальность, помочь клиенту улучшить взаимодействие с другими людьми, содействовать клиенту в укреплении воли к поиску смысла жизни и поощрять клиента в принятии им решений, касающихся как его настоящей жизни, так и будущего.

Методы

Экзистенциальный  подход имеет в своем распоряжении меньше методов, чем почти любая  другая модель консультирования. Однако эта кажущаяся слабость, как ни парадоксально, оборачивается силой, потому что она позволяет экзистенциальным консультантам заимствовать идеи, а  также использовать широкий диапазон личностных и профессиональных навыков. «Подход к людям только как  к объекту применения методов  обязательно подразумевает манипулирование  ими», а манипулирование противоречит тому, что провозглашают экзистенциалисты. Таким образом, консультанты-экзистенциалисты свободны в использовании таких  сильно различающихся методов, как  десенсибилизация или метод свободных  ассоциаций, либо могут полностью отказаться от них.

В любом случае обычно клиентам полезно взаимодействовать  с консультантами экзистенциального  направления, которые способны работать над запросами клиентов, используя  самые разные и индивидуализированные  способы. Пример такого подхода можно  наблюдать при работе с людьми, пережившими утрату: депрессивные люди тяготеют к стратегиям, сосредоточенным  на эмоциях, в то время как не склонные к депрессии индивиды предпочитают разнообразные стратегии. Чрезвычайно  важной представляется готовность консультанта в работе с клиентом быть открытым для нового опыта, проявлять заинтересованность и таким образом становиться способным понять истину, уникальную для каждого индивидуума.

«Определенное умение увидеть хорошее, истинное и  красивое является существенным для  полноценной личной жизни и для  гуманистического общества». Иногда процесс  поиска истины подразумевает наличие  добровольной готовности преодолевать нечто неоднозначное. Взаимоотношения с клиентом – это и есть наиболее эффективный и мощный метод из всех, которыми обладают экзистенциальные консультанты. В идеале консультант оставляет в стороне свои собственные потребности и концентрируется на клиенте. В консультировании консультант проявляет открытость и самораскрывается в попытке помочь клиенту стать более доступным для личных чувств и переживаний. Акцент во взаимоотношениях делается на аутентичности, честности и непосредственности.

Кроме того, экзистенциальные консультанты используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за собственную  жизнь. Экзистенциальные консультанты заимствуют из других моделей некоторые  техники, такие как мысленные  эксперименты, упражнения на осознавание и деятельность по постановке целей. Например, консультант может «провести» клиента через типичный день из его будущей жизни через пять лет. Благодаря этому процессу клиент способен более ясно осознать смысл жизни, понимая, какие выборы он совершает в данный момент.

Оценка теории: уникальность и ограничения

Экзистенциальный  подход к консультированию имеет  ряд уникальных аспектов.

  1. Подход подчеркивает неповторимость каждого человека. Он представляет собой чрезвычайно гуманный способ работы с другими людьми.
  2. Подход признает, что тревожность (беспокойство) не обязательно является отрицательным моментом. Тревожность – часть человеческой жизни и может стимулировать некоторых людей принимать здравые и продуктивные решения.
  3. Подход предоставляет консультантам доступ к огромной массе философского знания и литературных произведений, которые являются весьма информативными и поучительными в том, что касается познания человеческой природы. Философская основа экзистенциализма несет в себе потенциал для поддержки систематической теории консультирования.
  4. Подход подчеркивает, что человеческий рост и развитие продолжаются непрерывно, и вселяет надежду посредством направляемого чтения и терапевтических встреч с консультантом. Жизнь Виктора Франкла является одним из ярких воплощений этой тенденции.
  5. Подход эффективен в мультикультуральных условиях консультирования, потому что его глобальная точка зрения на человеческое существование позволяет консультантам непосредственно («Я-Ты»-способом) сосредоточиться на личности клиента, не обращая внимания на этнические или социальные особенности.
  6. Подход помогает связать проблемы отдельной личности с универсальными проблемами, с которыми сталкивается человечество, – такими, как достижение мира или недостаток заботы.
  7. Для решения особо трудных проблем, таких как хронический алкоголизм, подход может быть объединен с другими взглядами и методами (например, с такими, которые базируются на принципах научения и бихевиоризма). В этих случаях основное внимание уделяется экзистенциальной ценности встречающихся «жизненных проблем и подлинному выражению чувств».

Специалисты, которые придерживаются более структурированных  подходов, отмечают отдельные недостатки в экзистенциальном подходе.

  1. Подход так и не выработал сколько-нибудь основательной модели консультирования. Те профессионалы, кто подчеркивает значение стадий развития консультирования, особенно сильно критикуют подход.
  2. Подходу не хватает образовательных и тренинговых программ. Каждый практик считается уникальным. Несмотря на ценность этой уникальности, она препятствует систематическому изучению теории. Уоллес, например, задается вопросом, будет ли экзистенциальный подход Мэя иметь продолжение.
  3. Практическое использование подхода затруднено его субъективной сущностью. Экзистенциальное консультирование страдает от недостаточной разработанности проблем методологии и процессов валидизации, распространенных в большинстве других подходов. Короче говоря, ему не хватает единообразия, которое облегчает понимание подхода для начинающих консультантов.
  4. Подход ближе к экзистенциальной философии, чем к другим теориям консультирования. Эта особенность ограничивает его полезность.

 

Вывод:

Аффективные теории – это  теории, которые сосредоточиваются  на оказании эмоционального воздействия  на клиентов с целью вызвать изменение.

Всем аффективным теориям присущ ряд общих характеристик:

  1. Все аффективные теории основываются на предположении о первичности аффекта, как причины или побудителя развития определенных человеческих действий и реакций.
  2. Приверженцы этих теорий усматривают свою задачу в том, чтобы помочь клиентам овладеть своими эмоциями или изменить их, что и будет предпосылкой для других изменений в жизни.
  3. Аффективные теории обращают внимание на мир субъективных переживаний человека и на то, как субъективное представление об окружении влияет на поведение.
  4. Эти теории характеризуются личностными отношениями между консультантом и клиентом.
  5. Они придерживаются гуманистической ориентации, выражающейся в признании уникальности роста и развития каждого отдельного человека.

Кроме того, ряд аффективных теорий объединяются общей проблемой – неопределенностью в описаниях своих методов.

Среди аффективных подходов в этом смысле особенно уязвимым является экзистенциальное консультирование.

С аффективными теориями связаны такие известные имена, как Карл Роджерс, Анжело-Бой, Джеральд Пайн, Ролло Мэй, Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс, Фриц Перлз, Лаура Перлз, Уильям Пассонс, Ирма Ли Шеферд (Shepherd) и Джоан Фэйген (Fagan).


Информация о работе Подходы в психологической помощи в Зарубежной практике