Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:38, реферат

Краткое описание

Познавательные или психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь ) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Содержание

Познавательные процессы и их роль ………………………………………………………………. стр. 3




Восприятия ………………………………………………………………………………………………………… стр. 3




Память …..…………………………………………………………………………………………………………… стр. 5




Мышление ………………………………………………………………………………………………………… стр. 6




Внимание ………………………………………………………………………………………………………….. стр. 8




Воображение ……………………………………………………………………………………………………. стр. 8


Речь ………………………………………………………………………………………………………………….. стр. 10




Список литературы …………………………………………………………………………………………. стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

                                                       Содержание:

 

  1. Познавательные процессы и их роль ………………………………………………………………. стр. 3

 

 

  1. Восприятия ………………………………………………………………………………………………………… стр. 3

 

 

  1. Память …..…………………………………………………………………………………………………………… стр. 5

 

 

  1. Мышление ………………………………………………………………………………………………………… стр. 6

 

 

  1. Внимание ………………………………………………………………………………………………………….. стр. 8

 

 

  1. Воображение ……………………………………………………………………………………………………. стр. 8

 

  1. Речь ………………………………………………………………………………………………………………….. стр. 10

 

 

  1.  Список литературы …………………………………………………………………………………………. стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Познавательные или психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь ) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные  особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить  свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический  акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного  познавательного действия. Только в  этом смысле можно рассматривать  отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания  и заучивания участвует мышление в более или менее сложном  единстве с речью.

 

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременно отвлечение от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости  от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, носит  название апперцепция.

К свойствам восприятия относят  следующие:

1.Целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета. Как правило, вначале воспринимается целое, а затем уже детали. Некоторые работники, особенно обладающие торопливым умом, имеют тенденцию, ухватив суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило, неверные. Впоследствии они будут утверждать, что именно так им и сказали делать. Если невозможно охватить объект или явление полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие детали по своему разумению.

2. Константность — окружающие  объекты воспринимаются как относительно  постоянные по форме, цвету,  величине и т. п. Источником  константности восприятия являются  активные действия перцептивной  системы. Мы отвлекаемся от  помех, сосредоточиваясь на главном,  не замечая мелких изменений,  которые впоследствии могут накопиться  и, проявившись, привести нас  в состояние шока. Например, родители  могут внезапно обнаружить взросление  сына, директор может обнаружить, что его заместитель как профессионал  его давно перерос. Эта тенденция  к стабилизации образа может  привести к тому, что руководитель  не замечает наличия конфликтной  ситуации в коллективе, пока не  возник соответствующий инцидент.

3. Структурность — восприятие  не является простой суммой  ощущений. Мы воспринимаем фактически  абстрагированную из этих ощущений  обобщенную структуру: слова и  фразы вместо отдельных звуков, жестикуляцию вместо отдельных  движений человека, передвижение  объектов вместо отдельных картинок. Плохую службу может сыграть  с руководителем структурность  как стремление видеть коллектив  цеха, не замечая отдельных людей.

4. Осмысленность — восприятие  тесно связано с мышлением,  с пониманием сущности предметов.  Понимая, мы называем предметы  и определяем значимость их  для нас. Каждый предмет относится  к соответствующей категории  предметов, имеющих свои свойства  и выполняющих определенные функции.  Если мы, осмысливая какой-либо  объект, ошиблись в чем-то основном, то можем неправильно интерпретировать  и детали. Возможно на основании оговорки сделать далеко идущие выводы. Например, рабочий оговорился и назвал руководителя вместо Николая Николаевича Николаем Владимировичем. Начальник может это расценить как неуважение к нему и приписать работнику цель сменить работу.

 

Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. 

Существуют различные типологии  памяти:

- по сенсорной модальности — зрительная ( визуальная ) память, моторная ( кинестетическая ) память, звуковая ( аудиальная ) память, вкусовая память, болевая память;

- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

- по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Процессы памяти.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания  в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь  материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей —  результат работы мышления над содержанием  запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и  усвоение. Сохранение опыта дает возможность  для обучения человека, развития его  перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание —  процесс актуализации элементов  прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения  является узнавание — опознание  воспринимаемого объекта или  явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств  между объектом и образом его  в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности  воспроизведения, а иногда даже узнавания  ранее запомненного. Наиболее часто  забываем то, что незначимо. Забывание  может быть частичным (воспроизведение  не полностью или с ошибкой) и  полным (невозможность воспроизведения  и узнавания). Выделяют временное  и длительное забывание.

 

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают  два процесса: превращение мысли  в речь (письменную или устную) и  извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма сложнейшего  обобщенного абстрагированного  отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический  процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального  развития. Поэтому мысль как элемент  высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического  развития индивида с выдвижением  на передний план языковой формы переработки  информации.

Творческое мышление человека связано  с образованием все новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, с другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.

Словесная основа мыслительной деятельности во многом определяет характер развития, становления процессов мышления у ребенка, проявляется в формировании и совершенствовании нервного механизма  обеспечения понятийного аппарата человека на базе использования логических законов умозаключений, рассуждений (индуктивное и дедуктивное мышление). Первые речедвигательные временные связи появляются к концу первого года жизни ребенка; в возрасте 9—10 мес слово становится одним из значимых элементов, компонентов сложного стимула, но еще не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в последовательные комплексы, в отдельные смысловые фразы наблюдается на втором году жизни ребенка.

Глубина мыслительной деятельности, определяющая умственные особенности  и составляющая основу человеческого  интеллекта, во многом обусловлена  развитием обобщающей функции слова. В становлении обобщающей функции  слова у человека различают следующие  стадии, или этапы, интегративной  функции мозга. На первом этапе интеграции слово замещает чувственное восприятие определенного предмета (явления, события), обозначаемого им. На этой стадии каждое слово выступает в качестве условного  знака одного конкретного предмета, в слове не выражена его обобщающая функция, объединяющая все однозначные  предметы этого класса. Например, слово  «кукла» для ребенка означает конкретно ту куклу, которая есть у него, но не куклу в витрине  магазина, в яслях и т. д. Эта  стадия приходится на конец 1-го — начало 2-го года жизни.

На втором этапе слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. Слово  «кукла» для ребенка становится обобщающим обозначением различных  кукол, которые он видит. Такое понимание  и использование слова происходит к концу 2-го года жизни. На третьем  этапе слово заменяет ряд чувственных  образов разнородных предметов. У ребенка появляется понимание  обобщающего смысла слов: например, слово «игрушка» для ребенка  обозначает и куклу, и мяч, и кубик, и т. д. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году жизни. Наконец, четвертый этап интегративной функции слова, характеризуемый словесными обобщениями второго-третьего порядка, формируется на 5-м году жизни ребенка (он понимает, что слово «вещь» обозначает интегрирующие слова предыдущего уровня обобщения, такие как «игрушка», «еда», «книга», «одежда» и т.д.).

Информация о работе Познавательные процессы