Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:38, реферат

Краткое описание

Познавательные или психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь ) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Содержание

Познавательные процессы и их роль ………………………………………………………………. стр. 3




Восприятия ………………………………………………………………………………………………………… стр. 3




Память …..…………………………………………………………………………………………………………… стр. 5




Мышление ………………………………………………………………………………………………………… стр. 6




Внимание ………………………………………………………………………………………………………….. стр. 8




Воображение ……………………………………………………………………………………………………. стр. 8


Речь ………………………………………………………………………………………………………………….. стр. 10




Список литературы …………………………………………………………………………………………. стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Этапы развития интегративной обобщающей функции слова как составного элемента мыслительных операций тесно  связаны с этапами, периодами  развития познавательных способностей. Первый начальный период приходится на этап развития сенсомоторных координации (ребенок в возрасте 1,5—2 лет). Следующий  — период предоперационального мышления (возраст 2— 7 лет) определяется развитием языка: ребенок начинает активно использовать сенсомоторные схемы мышления. Третий период характеризуется развитием когерентных операций: у ребенка развивается способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (возраст 7—11 лет). К началу этого периода в поведении ребенка начинают преобладать словесное мышление, активация внутренней речи ребенка. Наконец, последний, завершающий, этап развития познавательных способностей — это период формирования и реализации логических операций на основе развития элементов абстрактного мышления, логики рассуждений и умозаключений (11—16 лет). В возрасте 15—17 лет в основном завершается формирование нейро- и психофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Дальнейшее развитие ума, интеллекта достигается за счет количественных изменений, все основные механизмы, определяющие сущность человеческого интеллекта, уже сформированы.

 

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может  рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в  любой сознательной деятельности, постольку  оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Свойства внимания:

- концентрация

- объём

- устойчивость

- переключаемость

- распределение.

Изменение внимания выражается в изменении  переживания степени ясности  и отчетливости содержания, являющегося  предметом деятельности человека. Это  одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит себе выражение  в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь  им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие  образы.

Пассивное воображение – его  образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение –  в нем действительность сознательно  конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все  же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение –  ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и  хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

- образное представление действительности;

- регулирование эмоциональных состояний;

- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

- формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов  посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение  какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу  аналогичных и таким образом  является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются  типичные черты многих людей данного  круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и  процессы памяти, могут различаться  по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно  и в самых неожиданных и  причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно  выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется  тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно  более полно соответствующее  его описанию.

Творческое воображение характеризуется  тем, что человек преобразует  представления и создает новые  не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта  – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано  с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может  быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение  создает образы, не связанные с  волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями  личности. Преобладание грез в психической  жизни человека может привести его  к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в  свою очередь, начинает тормозить психическое  и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение  наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном  состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации  видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень  проявления волевых усилий и степень  активности, или осознанности.

 

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Внутренняя речь. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность, понятность речи, выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного образного значения.  зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1.  Немов Р.С. «Психология».

 

  1. Выготский Л. С. «Мышление и речь».

 

  1. Философский энциклопедический словарь.

 

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 

  1. Соколов Е. Н. «Механизмы памяти».

 

 

 


Информация о работе Познавательные процессы