Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63

Вложенные файлы: 1 файл

Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Идентификация рассматривается  как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом  роли социальной при вхождении в  группу, в осознании им групповой  принадлежности, формировании установок  социальных и пр. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Далее основополагающей в разделе "половое воспитание" мы считаем категорию пола [48].

Возникновение половой  идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.

Теория идентификации  сторонников фрейдизма подчеркивает роль эмоций и подражания. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная  с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Ученые этого направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего родителей, место которых он хочет занять. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует половым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация [21].

Теория социального  научения (в более поздней модификации  А. Бандуры – социально-когнитивная  теория) и ее разновидность –  теория моделирования (А. Бандура, Р. Уолтерс, Х. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители: родители поощряют мальчиков за маскулинное поведение, и осуждают их, когда они ведут себя женственно. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

А. Бандура, основываясь на материалах большого числа работ, полагает, что идентификация относится к процессу копирования субъектом мыслей, чувств или действий другого лица, служащего моделью. В его работах идентификация рассматривается как процесс научения посредством наблюдения, включающий многообразие результатов моделирования и основывающийся на прямых действиях с актуальными и символическими моделями [21].

Теория когнитивного развития (Л. Колберг), или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным  все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о половом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Неслучайно Дж. Сметане и К. Летурно полагают, что гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла [42].

В соответствии с этим Колберг выделил три стадии половой идентификации:

1) базовая гендерная  идентичность: к возрасту 3 лет дети  твердо уже знают, мальчики  они или девочки;

2) устойчивость гендерной  принадлежности: несколько позже  дети воспринимают половую принадлежность как постоянную;

3) гендерная согласованность:  представление о своем поле  становится завершенным тогда,  когда ребенок осознает, что половая  принадлежность постоянна во  всех ситуациях, и когда его  уже невозможно обмануть с  помощью внешнего вида (путем переодевания или выполнением деятельности, свойственной противоположному полу).

Основными положениями  когнитивной теории половой идентификации  Л. Колберга являются:

1. Гендерноролевое развитие  зависит от когнитивного развития, дети должны приобрести определенное осознание сущности половой принадлежности до того, как на них начинает оказывать влияние социальный опыт.

2. Дети активно социализируют  сами себя. Они не «пешки», передвигаемые  социальными силами.

Различия между теориями половой идентификации Л. Колберг выразил следующим образом: «В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: «Я хочу поощрения, меня поощряют, когда я делаю «мальчиковые» вещи, поэтому я хочу быть мальчиком», а в свете теории самокатегоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу делать «мальчиковые» вещи, и возможность их делать меня вознаграждает» [21].

Основы половых установок  непосредственно формируется не биологическими инстинктами и непроизвольными  нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в  соответствии с его половой ролью. Представление ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения. Они возникают в результате активного отражения в сознании ребенка.

Автор теории социальных ролей А. Игли утверждает, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды, и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин [53].

Из того, что мужчины  и женщины занимаются разными  делами, мы делаем заключение, что они  разные люди.

Дочери работающих матерей  считают, что между мужчинами  и женщинами меньше отличий в  сердечности и экспрессивности, чем думают дети неработающих матерей. Исследование показывает, что более гибкое и снисходительное воспитание в семьях среднего класса… ведет к тому, что у девочек появляется больше возможностей выбора (мужских и женских ролей. – Е. И.). Во многих семьях рабочего класса родители больше заботятся о том, чтобы их дочери строго придерживались стереотипного женского поведения [53].

Теория гендерной схемы, разработанная К. Мартином и Ч. Халверсоном, содержит черты как теории социального  научения, так и теории когнитивного развития. С позиций этой теории усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной самосоциализации. В отличие от Колберга авторы этой теории утверждают, что самосоциализация начинается с того момента, когда дети приобретают базовую гендерную идентичность (а это происходит в возрасте 2,5–3 лет) и завершается к 6–7 годам, когда ребенок достигает стадии гендерной согласованности по Колбергу. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Гендерные схемы – это организованный набор убеждений и ожиданий, относящихся к представителям обоего пола и оказывающих влияние на то, какую информацию ребенок склонен воспринимать, перерабатывать и хранить в памяти (рис. 1). Дети склонны к кодированию и запоминанию информации, согласующейся с принадлежащими им гендерными схемами, забывая или искажая информацию, противоречащую схемам.

Рис.1

Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию, ребенок кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Следовательно, поведение и самооценка ребенка определяются содержательным компонентом гендерной схемы [21].

Важную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. Не следует забывать и об активности самого ребенка в освоении своей половой роли, идентифицируя себе с родителями определенного пола и подражая ему. Отмечают, что мальчики более склонны подражать поведению других, нежели девочки. Немаловажную роль, играет и эмоциональная, интимная связь между ребёнком и родителем.

Под половой идентичностью, по мнению Бендаса, понимают переживание  и осознание человеком своей  половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности [3].

Половая идентификация  – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий не одинаково. Я.К. Коломинский и М.Х. Мелтас, отмечают в своей статье, что половая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

  1. половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящегося себя к тому или иному полу. (З. Старовия.)
  2. собственно половая идентичность – значение и усвоение ролей мужчин и женщин.

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, половая идентичность − это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [24].

С. Томпсон выделяет в  раннем развитии половой роли три  этапа:

1) ребенок узнает, что  существует два пола.

2) он включает себя  в одну из этих категорий.

3) на основе самоопределения  он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые  формы поведения.

Три этапа выделяют и  другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами выделенными С.Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека [3].

Ш. Берн [4] описывает четыре стадии установления половой идентичности:

1. Гендерную идентификацию.

2. Гендерную константность.

3.Дифференциальное подражание.

4.Гендерную саморегуляцию.

На настоящем этапе  развития психологии идентификация, как  понятие имеет широкий круг истолкований. Выделим наиболее существенные из них. Во-первых, термин идентификация применяется для обозначения процесса и результата самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление, открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, идентификация – это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, идентификация – это процесс постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов. Функционально она позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение [4].

По результатам исследования А. И. Захарова можно судить, что, идентификация  детей с родителями – это процесс  развивающийся, со многими переменными, находящимися в динамической взаимосвязи [17]. Так, начиная с 5 лет, идентификацию детей с родителями можно охарактеризовать как относительно сложный, многоуровневый социально-психологический феномен, мотивированный возрастной потребностью приобретения навыков идентичного полу поведения посредством принятия (играния) соответствующей родительской роли. В частности, мотивационный механизм ролевой идентификации с родителем того же пола заключается в потребности исполнения поло-социализированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватного полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении. В этих условиях родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведению, что и объясняет ролевую идентификацию именно с ним, а не с родителем другого пола.

Как мы видим, сам термин идентификации является многозначным, поэтому стоит дополнительно  отметить, что для нашей работы актуально его истолкование в качестве процесса  развития личности путем присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности [35].

Информация о работе Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей