Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа
Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63
Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полового развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются половые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности; как образец взаимоотношения полов. Правильное половое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой идентификации у ребенка.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование и развитие личности ребенка, на становление его половой идентификации, оказывают атмосфера семьи, ее структура, позиция ребенка, тип отношений в семье.
ГЛАВА II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось в период с февраля по май 2012 г в МБДОУ детский сад №190 «Степашка»
Целью исследования было выявление особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. В исследовании приняли участие 52 ребенка в возрасте 5-7 лет: 26 девочек и 26 мальчиков, из них 26 детей из полных семей и 26 детей из неполных семей.
В ходе исследования использовались следующие методы качественной обработки и интерпретации результатов:
Для исследования особенностей половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей использовался комплекс взаимодополняющих психологических методик.
1) Методика: идентификация детей с родителями А.И. Захарова [17].
Цель данной методики выявить идентификацию детей с родителем того же пола, что и ребенок.
2) Проективный рисунок человека [32]. Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятие ребенком себя, уточнение представлений детей о своей принадлежности к тому или иному полу.
Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективные тесты «Рисунок семьи», «Рисунок человека» К. Маховера и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями». У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. К. Маховер полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области такими клиницистами, как К. Маховер, С. Леви, М. Крим, Г. Цукер, Д. Векслер, Э. Толлер, Б. Томлисон, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков [46].
«Рисунок человека». Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаши и стандартный лист чистой бумаги А4 (21 на 30 см). Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Отвечая на все возникающие вопросы такие, как «Каким должен быть рисунок?», исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например, «Рисуйте так, как хотите и что хотите». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализ половой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисован на рисунке?»), затем определяется - совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека.
Как указывает автор методики и другие исследователи, изображение фигуры человека своего пола, говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.
Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика ил\и девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.
Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:
- основные признаки пола (мужчина - обозначение паховой области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи);
- дополнительные признаки
мужественности/женственности (
- традиционная мужская/женская одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);
- аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика);
О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме. Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.
Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков, определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек или контур фигуры человека без каких-либо признаков пола.
Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов.
Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:
•Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;
•Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);
•Идентификация с
родителем того же пола в семье
сопряжена с эмоционально теплыми
отношениями с родителем
•Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1. большим возрастным
периодом идентификации
2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3. большей значимостью
для идентификации девочек
4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5. меньшим влиянием
сестры на идентификацию
2.2 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие данные.
Исследование идентификации ребенка с ролью родителя своего пола проводилось с помощью методики «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова [17] приложение 1.
Для дальнейшей работы ответы кодировались следующим образом:
В ответе на 1-ый вопрос за «1» мы принимали желание изображать в игре "Семья" себя и родителя своего пола, а за «О» - желание играть другого.
При ответе на 2-ой вопрос - о проживающих вместе членах семьи - нас интересовало, помещает ли ребенок на первое место родителя своего пола. В связи с этим «1» мы ставили в случае, если ребенок помещает на первое место родителя своего пола, а «О» - если он помещает на первое место кого-то другого.
При ответах на 3-й вопрос
за «1» принимали тот ответ, в
котором главным в семье
Если при ответе на 6-ий вопрос ребенок выбирал родителя своего пола, такой ответ засчитывался за «1», все другие ответы - за «О».
Положительные ответы на вопросы 4,5,7,8,9,10, методики А.И. Захарова - принимались за «1», а отрицательные за «О».
Таким образом, нами были сформированы 10 шкал:
1. Выбор в игре "Семья" роли родителя своего пола или себя самого.
2. Выбор на первое место родителя своего пола.
3. Выбор в качестве главного в семье родителя своего пола.
4. Ориентация на профессию родителя своего пола.
5. Желание изображать в семье родителя своего пола.
6. Ожидание родителя своего пола.
7. Откровенность с родителем своего пола.
8. Откровенность с родителем другого пола.
9. Страх наказания со стороны родителя своего пола.
10. Страх наказания со стороны родителя другого пола.
При обработке методики были получены следующие результаты (см. таблицу 1), которые занесены в таблицу 1 в процентах.
Таблица 1
Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова
шкала |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
1. Выбор в игре "Семья" роли родителя своего пола или себя самого |
96.2% |
80.8% |
2. Выбор на первое место родителя своего пола |
53.8% |
42.3% |
3. Выбор в качестве главного в семье родителя своего пола |
76.9% |
61.5% |
4. Ориентация на профессию родителя своего пола. |
61.5% |
53.8% |
5. Желание изображать в семье родителя своего пола |
57.7% |
38.5% |
6. Ожидание родителя своего пола |
76.9% |
84.6% |
7. Откровенность с родителем своего пола |
62.9% |
73.1% |
8. Откровенность с родителем другого пола |
80.8% |
62.9% |
9. Страх наказания со стороны родителя своего пола |
76.9% |
61.5% |
10. Страх наказания со стороны родителя другого пола |
73.1% |
65.4% |
Из таблицы 1 видно, что различия в уровне половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей присутствует только по шкале 1, а по остальным шкалам координальных различий нет.
Для математической обработки данных использовался φ - критерий угловое преобразование Фишера. С помощью критерия мы определили, что дети старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей примерно одинаково усваивают половые роли, так как дети набрали примерно одинаковые результаты и коэффициент углового преобразования Фишера показал небольшие расхождения. Исключением является шкала 1 (φ=1,857, при р ≤ 0,05), при ответе на вопрос: «Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал: мамой, папой или собой?» дети из полной семьи больше выбирают родителей своего пола или себя, чем дети из неполных семей. Это свидетельствует о том, что у детей из полных семей лучше сформирована половая идентификация, чем у детей из неполных семей, а по остальным шкалам между детьми различий нет.
Из всего выше сказанного следует вывод, что наша гипотеза подтверждается, так как у детей из полных семей формирование половой идентификации с родителями своего пола отличается от формирования половой идентификации детей из не полных семей, но незначительно.
2.3 Результаты исследования по методике «Проективный рисунок человека»
При обработке методики были получены следующие результаты (см. таблицу 2), которые занесены в таблицу 2 в процентах.
Таблица 2.
Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Проективный рисунок человека»
признаки |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
1.Соответствие пола человека на рисунке полу автора |
96.2% |
80.8% |
2.Прорисовано лицо человека |
80.8% |
65.4% |
3.Нарисованы губы у человека |
80.8% |
76.9% |
4.Соответствие длины волос полу человека |
61.5% |
61.5% |
5.Прорисована одежда человека |
57.7% |
80.8% |
Из таблицы 2 видно, что различия в уровне половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей присутствует только по 5 признаку, на рисунках детей старшего дошкольного возраста из неполных семей лучше прорисованы детали одежды, чем на рисунках детей старшего дошкольного возраста из полных семей. Это свидетельствует о том, что у детей из неполных семей формирование половой идентификации отличается от формированияполовой идентификации детей из полных семей, а по остальным признакам между детьми различий нет.