Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:53, лекция
В строении ядер гипоталамуса, кроме морфологических различий, отмечены и другие структурные особенности мозга у мужчин и женщин. Например, по некоторым данным величина задней части мозолистого тела (валика) у женщин больше, чем у мужчин, что, по-видимому, определяется количеством половых гормонов. Это способствует более интенсивному обмену информацией между полушариями.
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
В строении ядер гипоталамуса, кроме морфологических различий, отмечены и другие структурные особенности мозга у мужчин и женщин. Например, по некоторым данным величина задней части мозолистого тела (валика) у женщин больше, чем у мужчин, что, по-видимому, определяется количеством половых гормонов. Это способствует более интенсивному обмену информацией между полушариями.
С помощью тестов, оценивающих функциональную асимметрию полушарий мозга, была выявлена меньшую ее выраженность у женщин по сравнению с мужчинами. У мальчиков к моменту рождения более зрелой является правая половина мозга, у девочек - левая. Так как центр речи находится в левом полушарии, многие девочки раньше начинают говорить, а также читают лучше мальчиков.
На крысах было показано, что кора правого полушария толще у самцов, на основании этого было сделано предположение, что, тестостерон способствует увеличению размера правого полушария. Судя по всему, андрогены не увеличивают рост правого полушария, а тормозят рост коры левого, следствием чего является больший размер правого полушария к моменту рождения у мальчиков.
Большее развитие правого полушария у мальчиков при рождении (вследствие более высокой концентрации тестостерона), по мнению многих исследователей, обуславливает тот факт, что вундеркиндами, в основном, становятся именно они.
Очевидно, что уже во внутриутробном развитии мозг мужских и женских эмбрионов отличается физиологически, что в дальнейшем предопределяет и психологические различия, направляемые половыми гормонами. Некоторые когнитивные навыки продолжают регулироваться гормоны даже в более поздние периоды жизни. Например, у женщин познавательные способности меняются в течение менструального цикла, нарастание концентрации эстрогенов сопровождается ухудшением пространственных способностей и улучшением артикуляционных и двигательных навыков.
Понижение уровня тестостерона у мужчин весной способствует получению лучших результатов в пространственных задачах с использованием элементов направления и расстояния. Д. Кимура полагает, что эти различия являются результатом естественного отбора в человеческом обществе, который существовал много тысяч лет назад. Выживали мужчины, лучше ориентирующиеся в пространстве, поскольку эти навыки были необходимы на охоте. Женщины, ориентируясь в пространстве, чаще запоминают наглядные метки на местности (например, магазины, киоски). Причем, женщина тем лучше ориентируется в пространстве, чем больше андрогенов у нее в крови. По-видимому, необходим некий оптимальный уровень андрогенов в крови для проявления максимальных способностей к решению пространственных задач.
Между половыми гормонами и математическими способностями также существует определенная связь. Если мужчин с низким уровнем тестостерона отмечены высокие математические способности, то у женщин корреляций выявлено не было. Мужчины эффективнее проявляют себя в математических рассуждениях, женщины - в арифметическом счете. Мужчины обладают лучшими навыками в тестах с прицеливанием. Врожденность этих различий доказывается тем, что они проявляются уже с трехлетнего возраста. У женщин помехоустойчивость выше при обнаружении зашумленного зрительного сигнала.
Половые различия отсутствуют в тестах на словарный запас, вербальные и невербальные рассуждения. Однако при осмыслении слов женщины используют два полушария, в отличие от мужчин. Женщины лучше, чем мужчины, воспроизводят слова и сканируют их из памяти, что, возможно, связано с более эффективным использованием функциональных возможностей правого полушария.
Женщины больше подвержены групповому давлению. В то же время психологические различия касаются не уровня интеллекта, который может быть и высоким и низким у представителей обоего пола, а его качества. Например, в процессе общения женщину более всего интересует эмоциональная сторона, тогда как мужчину - информационная. С этим связана достаточно частая причина непонимания между мужчиной и женщиной. Говоря «да», - женщина хочет показать, что она внимательно слушает партнера. Когда это же говорит мужчина, он имеет в виду, что согласен с точкой зрения другого человека.
Женщины точнее идентифицируют сходные предметы, что отражает качество восприятия, имеют более быстрые двигательные реакции.
Существует предположение, что способность к реализации тонких двигательных навыков и снижение возможности выполнения заданий, требующих пространственного мышления, повышаются в зависимости от уровня прогестерона и эстрогена.
ПРОБЛЕМА ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
Индивидуальный латеральный
профиль (профиль латеральной
Функциональная асимметрия
– специализация каждого
Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половины тела в движении
Сенсорная асимметрия – функциональное неравенство парных органов чувств.
Многообразие латеральных профилей определяет многочисленность сочетаний всех признаков асимметрий, и, следовательно, обуславливает индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга, являющаяся одной из причин существования у человека определенной структуры психики, отражает различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.
Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом – мозолистым телом, образованным моторными и сенсорными аксонами. Миллионы нервных окончаний, передающих информацию из одного полушария в другое, обеспечивают интегрированное мышление.
Впервые асимметрия в функциях полушарий была обнаружена в 1836 году в Монпелье сельским врачом Марком Даксом, установившим связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных.
В 1861 году на заседании Общества антропологов в Париже Эрнст Обуртен представил доклад о локализации центра речи в лобных долях. Позже Поль Брока доказал, что центр речи локализован в левой лобной доле. Он выявил разницу в среднем весе левого и правого полушария, описал область мозга, связанную с экспрессией речи. Сейчас эта область называется зоной Брока.
К.Вернике в 1874 году описал участок мозга, повреждение которого вызывает вербальную амнезию, названную позднее афазией Вернике, а соответствующий участок мозга имеет название зона Вернике.
Большое количество данных о преимуществе левого полушария над правым было накоплено к 70-м годам XIX века. Это привело к представлению о доминантности левого полушария, которое было сформулировано Джоном Хьюлингсом Джексоном, предположившим, что ведущая роль левого полушария связана с его вербальными и волевыми функциями. Джексон предполагал ведущую роль правого полушария в каких-то иных функциях, но распространенность получило представление о доминантности левого полушария.
Позже американец Роджер Сперри провел ряд успешных операций по рассечению мозга больных эпилепсией по линии мозолистого тела, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Операция привела не только к облегчению страданий, но и к крупному открытию, удостоенному в 1980 году Нобелевской премии. Р.Сперри установил, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая - левым. Например, информация, воспринимаемая левым ухом, поступает в правую височную долю. Правая рука контролируется моторной зоной левого полушария. Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела контролируются левым полушарием, сенсорно-моторные функции левой стороны тела подчиняются правому полушарию. Было установлено, что правое полушарие, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое. Но зато правому полушарию оказалась не доступна, кроме письма, функция речи. Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции были не очень сложными.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал.
Морфологические различия в
строении симметричных зон коры доказывают,
что между двумя полушариями
мозга существуют четкие различия в
обеспечении речевой
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными, однако, по мере развития ребенка, происходит усложнение механизмов межполушарного взаимодействия.
Созревание правого полушария
осуществляется более быстрыми темпами,
и поэтому в ранний период развития
его вклад в обеспечение
Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный. Деление людей на типы в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее.
Левополушарный тип. Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно. Именно с этим связано его участие в оперировании словами, условными знаками и символами. Оно отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов.
Левополушарные формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.
Основная функция левого полушария - сознательная произвольная регуляция и дискретное преобразование информации. Установлено, что левое полушарие отвечает за рекурсивное вычисление локальных обобщенных признаков объекта и дискретные операции. Оно выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за понятийное, конвергентное (нацеленное на одно, единственно правильное решение) мышление, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез. Это «формальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий и когнитивного обучения. В левом полушарии представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет сукцессивные (последовательные) функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей.
Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
При поражении левого полушария у больных наступает дислексия, т.е. нарушение способности к чтению. Однако это проявляется в том случае, если при чтении сканирование строки происходит слева направо. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем: в странах Запада. Дело в том, что в японском языке используется два вида письма: кана, где символы соответствуют сочетаниям звуков, и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или понятия. Восприятие символов кана предположительно происходит левым полушарием, а иероглифов кандзи - правым. Поэтому японцы, перенесшие инсульт, при локализации очага в левом полушарии теряли способность читать слова, написанные на кана, но продолжали читать иероглифические тексты.
Правополушарный тип. Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и холистически. Его функционирование обусловливает наглядно-образное мышление, связанное с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Его доминирование определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характеру познавательных процессов, дивергентному (нацеленному на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
Информация о работе Половые различия познавательных и когнитивных процессов