Половые различия познавательных и когнитивных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:53, лекция

Краткое описание

В строении ядер гипоталамуса, кроме морфологических различий, отмечены и другие структурные особенности мозга у мужчин и женщин. Например, по некоторым данным величина задней части мозолистого тела (валика) у женщин больше, чем у мужчин, что, по-видимому, определяется количеством половых гормонов. Это способствует более интенсивному обмену информацией между полушариями.

Вложенные файлы: 1 файл

дифференц психофиз.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

Правое полушарие регулирует подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольный контроль поведения. Оно производит непрерывные топологические, пространственные преобразования информации, оценку симметрии, структурированности, сложности объекта. Оно имеет дело не с фигурой, а  с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Таким образом, правое полушарие обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Оно  является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной эмоциональной памяти, обеспечивает интуитивное, чувственное, образное мышление, осуществляя проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и сейчас». Правое полушарие - орган человеческого бессознательного, орган подражания. Оно все воспринимает всерьез, это - полушарие обиды и депрессии.

Функция правополушарных  компонентов мышления - одномоментное  схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого  целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда  информация сложна, внутренне противоречива  и не может быть сведена к однозначному контексту, т.е. в творческом процессе. Если организация однозначного контекста  необходима для взаимопонимания  между людьми, анализа и закрепления  знаний, то организация многозначного  контекста столь же необходима для  проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Без этого было бы невозможно любое  творчество. Ведущими модальностями  правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая.

Речь правополушарных  людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В  ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать), как правило, правополушарные люди - целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. В процессе приспособления к новым условиям и при стрессах в большой мере активируется правое полушарие.

Среди правополушарных много  литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Неосознаваемая человеком  информация (бессознательные процессы правого полушария) может побудить его к поступкам, истинный смысл  которых самому человеку недоступен. Когда человек попадает в условия, требующие экстренного принятия решения и немедленных действий с учетом всей сложной и многоплановой  ситуации, он часто действует до реального осмысления и анализа  своих поступков. Более того, после  окончания своих действий он часто  не в состоянии их перечислить  и изложить последовательно. Поведение  такого человека как бы неосознанно, но учитывает все ключевые аспекты  ситуации. Дело в том, что правое полушарие схватывает всю информацию чуть быстрее, чем левое. Оно быстрее  и успешнее опознает сложную и  неоднозначную информацию.

Равнополушарный тип. Оба полушария синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Ярко выраженное доминирование одного из полушарий отсутствует. Кроме того, появились свидетельства единства их работы, которое предопределяет оптимальность результатов деятельности.

Современное представление  о взаимодействии больших полушарий  мозга опирается на представление  о тонком балансе участия каждого  полушария в обработке всей информации в зависимости от характера стимульного материала и задачи. Выявлены такие формы совместной деятельности как суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий  работает как единое целое. Более  того, Самый сензитивный возраст человека для интеллектуального развития - о 10 лет, когда кора больших полушарий ребенка еще окончательно не сформирована. Поэтому результативность обучения детей будет зависеть от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии.

Моторная асимметрия включает в себя асимметрию рук, ног, тела и лица.

Мануальная асимметрия (асимметрия рук) остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Леворукость - то не просто предпочтение левой руки, это совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Некоторые исследователи считают, что праворукость - врожденное свойство, совершенно не зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга А. Р. Лурия. Б. Г. Ананьев же писал, что думать о том, что праворукость врожденная - реакционно.

Сторонникам врожденности функциональной асимметрии рук принадлежит  несколько теорий. В 1828 году была создана эмбриональная теория, основанная на том, что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую свободу развития правой руки и приводит, в конечном итоге, к функциональной асимметрии рук.

Другая разновидность  эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое.

Эмбриональная теория подверглась критике со стороны  многих ученых. В частности, указывается, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асимметрии рук и ног.

Некоторые ученые, что праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но, во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди перед собой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той же семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на левой руке, а другого - на правой, чего в действительности нет.

Ряд авторов считают, что причиной «рукости» является асимметричное расположение центра тяжести тела - смещение его вправо или влево. Вследствие большего веса правой половины тела она служит хорошей подпоркой для правой руки и дает большую массу при ее действиях, что приводит к выигрышу силы. Из-за этого человек и избирает правую руку в качестве ведущей. Однако фактические данные не соответствуют и этой гипотезе, т.к. описаны случаи, когда у людей было найдено обратное расположение внутренних органов при наличии у них праворукости. А. Ф. Брандт замечает, что ребенок начинает предпочитать правую руку еще тогда, когда не умеет стоять, следовательно, нет необходимости в уравновешивании центра тяжести тела.

Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетической природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возрастом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает, и что праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно имеют место). А. Ф. Брандт, например, считает, что приобретенность праворукости доказана. Поскольку эти доводы действительно серьезные, рассмотрим их подробнее. Непростой является задача установление срока появления предпочтения одной из рук у младенцев из-за возрастных особенностей. Явное различие в использовании обеих рук при спонтанных движениях наблюдалось у одного 3-месячного ребенка: он немедленно вкладывал в рот леденец, если его клали в правую руку, но если леденец клали в левую руку, то попытка положить его в рот удавалась только через две минуты.

Появление праворукости у детей отмечается в 4-5 месяцев. Ряд исследователей отмечают, что превалирование правой руки все более усиливается в последующие месяцы. До 7,5 месяцев продолжается период неустойчивой симметрии в выполнении хватательных движений, затем предпочтение правой руки усиливается с каждым месяцем.

Выявлено, что  предпочтение правой руки, начиная  с 7,5 месяцев, во многом зависит от того, какой материал предлагается детям (предпочтение было более выраженным при выборе круга и квадрата, чем  при выборе цвета) и на каком расстоянии находится предмет от ребенка. При малом расстоянии предмета от ребенка чаще использовалась левая рука, а при большом - чаще правая. С 8 месяцев ребенок тянулся к предмету правой рукой даже в том случае, если предмет оказывался слева от ребенка. Если предмет был цветной, (это усиливало его силу как раздражителя), ребенок также отдавал предпочтение правой руке.

Возможно, именно различия в условиях выявления предпочитаемой руки приводит исследователей к различным выводам. Есть мнение, что от 2 до 4 лет руки практически равноценны и лишь после 4 лет формируется более - менее устойчивая праворукость у большинства детей. Судя по другим данным, стабилизация предпочтения правой руки происходит практически уже в 6 лет, так как в последующие годы процент предпочтения повышается по большинству двигательных проб весьма незначительно и скорее отражает колебательный характер предпочтения.

Переучивание леворукого ребенка означает вмешательство в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему. В процессе насильственного переучивания развиваются невротические реакции, часто не поддающиеся психолого-педагогической коррекции и требующие длительного лечения. Каждый третий ребенок с заиканием, согласно медицинской статистике, - это переученный левша. В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму (невроз, сочетающий дрожание и судороги и проявляющийся в нарушении почерка). Переученный левша сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности, характерные для леворукого человека.

Если человек одинаково  владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром. Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса (стресс леворукого человека в «праворуком» мире). Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие: явные правши, слабовыраженные правши, амбидекстры, слабовыраженные левши и явные левши. В ряде исследований доказывается, что при дефектах в умственном развитии наблюдается сдвиг в сторону амбидекстрии. Среди хорошо успевающих учащихся школ коэффициент праворукости соответствует норме (10,5%), у среднеуспевающих составляет 7,2%, а у плохо успевающих - 5,5%,

Наличие фактора левшества в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание психического онтогенеза. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы». У них, в отличие от праворуких детей, не простраиваются стабильно те навыки и автоматизмы, которые позволяют функционировать во внешнем мире. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни.

Функциональная организация  мозга и моторная регуляция у  праворуких и леворуких людей различны. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру правой и левой половины тела, почти полностью перекрещены. Однако известно, что в регуляции движений правой и левой стороны тела принимают участие оба полушария. Из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон и имеется большее число волокон от правого полушария к правой половине тела. Оба полушария как бы стремятся осуществить больший моторный контроль над правосторонней мускулатурой (для праворуких людей). Таким образом, у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей - правое полушарие.

Для повышения эффективности  обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками асимметричных видов деятельности - чтения и письма. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще полностью не сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому часто возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения являются зеркальные письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей зрелости.

Однако левши чаще совершают  ошибки в стрессовых ситуациях. Они  более креативны, эмоциональны, лучше адаптируются в новых климатических условиях, что объясняется особенностью левосторонней латерализации функций.

В нашей стране леворуких людей в среднем 4-7%, в США - 13%. Среди леворуких очень много одаренных детей. Исследования оценки творческих способностей в возрасте от 7 до 20 лет показывают приоритет леворуких.

Таким образом, леворукость - это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка, это явление фенотипическое.

Феномен асимметрии ног изучен мало. Авторы, исходившие из перекрестной иннервации верхних и нижних конечностей при локомоции отстаивали точку зрения, что наряду с праворукостью существует левоногость. При этом считали, что предпочтение одной из ног, как и праворукость, является врожденным феноменом. Результаты исследований последних лет свидетельствуют о прижизненном формировании асимметрии ног, и зависит от выполняемой функции. В каждом двигательном действии обе ноги являются ведущими, но выполняют разные функции. При вращательных движениях тела влево (метания, удар ногой по предмету) левая нога у правшей в большинстве случаев бывает опорной, а правая - маховой. При прямолинейном движении толчковой может быть как правая, так и левая нога, причем примерно в равном числе случаев.

При прыжках в качестве толчковой у 93-96% обследованных ведущей  была левая нога, а при ударе  по мячу - у 90-98% обследованных - правая. Следовательно, будет нога ведущей  или нет, зависит от той функции, которую она выполняет: опорную (толчковую) или маховую. Более частое использование  одной ноги в качестве опорной  или толчковой приводит к тому, что эта нога (в 55- 60% случаев) становится длиннее. Физическая нагрузка продлевает рост костей в длину, что усиливается  опорной функцией ноги, с которой  связано распространяющееся по оси  конечности продольное давление силы тяжести тела.

Информация о работе Половые различия познавательных и когнитивных процессов