Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:46, контрольная работа
Причины, определяющие неблагоприятное в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:
- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;
-в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
-в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
-в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной узости окружающей среды;
-в недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей детских домов, их безучастности в отношении к детям;
-в недостатках программ воспитания и обучения;
Введение
Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан
1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Федеральное законодательство
2.2 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
И только в случае отсутствия возможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на одну из вышеуказанных форм семейного устройства, сотрудники органов опеки и попечительства могут применить положения Главы 22 СК РФ, разъясняющую устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанные организации, их деятельность, а также права воспитанников отражены в ст.155.1 - 155.3 СК РФ. Кроме того, в законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.
На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи".
Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи.
Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Первым и главным из них является анкета ребенка, в которую включается вся личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. Кроме того, органами опеки и попечительства в соответствующие графы вносится информация о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка, а также о совершеннолетних родственниках. Специальные графы анкеты отведены для информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. К анкете ребенка прилагается фотография, обновляемая один раз в три года - для детей от 3 до 18 лет, и ежегодно - для детей до трех лет.
Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в 7-дневный срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копия анкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится. При изменении любых сведений, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации, анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, относится к конфиденциальной информации. На основе анкеты может быть составлена производная информация с целью распространения ее в средствах массовой информации или иным способом для информирования населения о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, его родителей и других родственников.
Основанием для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройство ребенка на воспитание в семью; возвращение ребенка его родителям или единственному родителю; достижение ребенком совершеннолетия или приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; смерть ребенка.
В связи с исполнением федерального законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету и непосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень. И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельно старается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с постоянно изменяющейся экономической и политической обстановкой в Российской Федерации, с большим количеством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, крайне необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере.
Дети-сироты как массовое явление современного общества должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи (а при невозможности этого - максимально комфортные условия в государственных учреждениях различного типа); внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в учебных заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и др.
Возможно, с целью пресечения иждивенческих настроений, часто присутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводить путем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством. Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротам государством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях его сохранности и воспрепятствования мошенничеству.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, для чего требуется увеличение количества психологов, социальных педагогов и социальных работников, что, в свою очередь, требует увеличения финансирования вышеуказанных учреждений.
Таким образом, все усовершенствования с целью улучшения положения сирот требуют немалых финансовых вложений, что является основной проблемой нашего государства.
Заключение
Наличие большого количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов к организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих постоянно совершенствовать раннее выявление детского неблагополучия, организацию социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальную работу, как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовку семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Семейный кодекс РФ и сопутствующие законодательные акты РФ и субъектов РФ расширили сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.
Исходя из основной цели данной работы, был проведен краткий анализ федерального и регионального законодательства по вопросам осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних.
В первой главе работы были даны характеристики объектов исследования - детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот, проведен анализ такого общественного явления как социальное сиротство.
Во второй главе было рассмотрено и проанализировано федеральное и региональное законодательство по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также даны краткие рекомендации по его совершенствованию и дополнению.
Проведенный анализ законодательства и приведенные рекомендации позволили, в общем, выполнить задачи, поставленные в данной работе, подвести промежуточный итог в исследовании и совершенствовании социального законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Любая деятельность в социальной сфере является финансово нерентабельной для государства, но только по уровню социальной обеспеченности детей и стариков в мире судят о развитии общества. В связи с этим стремление Российской Федерации к достижению уровня социального государства требует колоссальных финансовых и законодательных вложений в детей, и, прежде всего, в детей-сирот. Несовершенство российского законодательства в этой сфере часто приводит к однобокому освещению проблемы и нерациональному ее решению.
Регулярный анализ законодательства в этой области постепенно приведет к его систематизации и усовершенствованию, что только положительно отразится на развитии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, 1993.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями.
4. Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
5. Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
6. Федеральный Закон от 24.04.2008 №
49-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с принятием
7. Федеральный Закон от 29.12.2006 №
258-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием
8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
9. Закон от 2 июля 2007 г. N 334-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству".
10.Закон от 6 ноября 2007 г. N 359-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
11.Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2001.
12.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003.
13. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2003.
14. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2002.
15. Теория и практика социальной
работы. Актуальные проблемы
16. Под. ред. проф.А.И. Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Информация о работе Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ