Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 12:32, реферат
Понятие автоматизма возникло в дискуссии о соотношении душа и тела. Говоря об автоматизме, хотели указать на способность тела функционировать без участия души, сознания и психики – так, как функционирует автомат, самодвижущаяся машина. Одна из самых знаменитых деклараций этой идеи – в трактате Ламетри «Человек-машина» (1747). Герберт Спенсер (1820-1903): машинообразное функционирование более выгодно, поскольку более эффективно и экономично. Сознание возникает тогда, когда встречаются затруднения и нервные механизмы дают сбой. Медиумический и патопсихологический автоматизм – на языке медиумов автоматизм был видом транса, состоянием, в котором происходит контакт с иной реальностью (автоматическое письмо).
Понятие автоматизма возникло в дискуссии о соотношении душа и тела. Говоря об автоматизме, хотели указать на способность тела функционировать без участия души, сознания и психики – так, как функционирует автомат, самодвижущаяся машина. Одна из самых знаменитых деклараций этой идеи – в трактате Ламетри «Человек-машина» (1747). Герберт Спенсер (1820-1903): машинообразное функционирование более выгодно, поскольку более эффективно и экономично. Сознание возникает тогда, когда встречаются затруднения и нервные механизмы дают сбой. Медиумический и патопсихологический автоматизм – на языке медиумов автоматизм был видом транса, состоянием, в котором происходит контакт с иной реальностью (автоматическое письмо).
Альенист психиатр Жюль Балланже заимствовал теорию автоматизма у Жуффруа, а до него – Мен де Бирана. Балланже различал два состояния психической активности. Первое позволяет свободно направлять наши идеи, и получило название волевого психического проявления, тогда как второе – автоматизм разума – характеризуется непроизвольным действием памяти и воображения. В этом состоянии способности действуют спонтанно и представляют последовательность идей и образов, которую мы не можем контролировать; это объясняет как нормальные явления мечтания и сна, так и патологические явления сомнамбулизма, галлюцинаций и бреда. Даже в состоянии патологии способности души не перестают быть таковыми.
В то же самое время (в 1840-е) в Британии Томас Лэйкок и Уильям Капентер работали в области физиологии мозга, и их понятие бессознательной мозговой деятельности было основано на модели функционировании спинного мозга. Французские спиритуалисты концентрируются на формах неясного смутного восприятия, в котором чувство «я» потеряно и противопоставляли их формах ясного сознания, и как следствие, начиная с Мен де Бирана, французские «психологи» интересовались феномена сна, снов и сомнамбулизма.
Он часто апеллирует к трудам Мен де Бирана, когда противопоставляет автоматическую активность, основанную на привычке, которая сохраняет и повторяет, и активности воли, синтезирующей, творческой, организующей. Однако в отличие от Бирана, он не лишает первых психологического статуса.
В 1889 году в Сорбонне защитил диссертацию
по философии под названием «
Мы уже убедились, что французская
психология по-своему отвечала на вопрос
"кому и как разрабатывать
Жане проводит исследование на материале патологии, поскольку "подвергая изучению такие опыты, которые устраиваются самой природой, мы скорее приблизимся к пониманию условий нашей душевной деятельности, чем математическими измерениями психических актов" (Неврозы и фиксированные идеи, стр.5).
Жане исходил из того, что «чтобы понять и изучить какое-либо явление, исследователь должен всегда изолировать его, то есть выбрать такие случаи, в которых явление наблюдается в своем простейшем виде, и затем экспериментальным путем устранить все условия, которые могут усложнить и затемнить его» [Жане, 1913, с.346]. Следование требованию исключительности, свойственное Тэну, сочеталось у Жане с эволюционной направленностью Рибо. Необходимо, с его точки зрения, не просто начинать с элементарного, но и прослеживать по возможности всю эволюцию до самых сложных ее форм и проявлений. Жане определял научный метод как соединение анализа и синтеза. Анализ предполагает разложение целого на составляющие его элементы. Психология должна начинаться с психологического анализа, то есть, с идентификации и раздельного изучения элементарных психологических функций, фаза, за которой должен следовать синтез – реконструкцию целого на основе отдельных составляющих.
Интересно, что Жане по сути на тех же принципах строит свою систему терапии, определяя ее как психологический анализ, за которым следует синтез. Он пытался выделить разные уровни симптоматики, от поверхностного (результаты гипнотического внушения, например) до наиболее глубинного, образуемого наследственными факторами.
Изучение элементарных форм активности является для Жане одновременно изучением элементарных форм чувствительности и сознания.
В соответствии с этим принципом "от простого к сложному" Жане в своей первой фундаментальной работе "Психическом автоматизме" стремился выявить механизмы функционирования психического в тех низших формах, когда сознание рудиментарно на материале психопатологии, он начинает свои психологические исследования с психических автоматизмов, выражающих область подсознательного. Даже в примитивной форме эти действия определяются психологическими факторами, и эти низшие формы (в том смысле, что идея "я" не присоединяется к действиям и ощущениям) могут оказываться очень сложными. Жане описал и проанализировал три группы психических автоматизмов: явления каталепсии, сомнамбулизма и состояния внушения (сочетая взгляды Шарко и Бернгейма). Для этой последовательности характерно все большее усложнение психических процессов; они предстают как бы стадиями развития, пробуждения психической жизни. Автоматизмы, по Жане, представляют собой самопроизвольные, развивающиеся по строго определенным законам действия, недоступные нормальному сознанию индивида.
Наиболее простой формой автоматизма является каталепсия. Жане выделяет четыре основных ее признака: продолжение и сохранение всех изменений, которые можно вызвать в каталептическом состоянии; подражание и повторение (если встать напротив субъекта по направлению его взгляда и сделать какое-нибудь движение, то субъект будет подражать, как в зеркале); выразительное распространение (лицо и все тело может принимать положение, гармонирующее с положением одного из членов); ассоциативная связь между различными состояниями. Приведем фрагмент описания каталептического состояния: «Я складывал руки Леонии как бы для молитвы, и все лицо ее выражает экстаз. Оставляю ее в этом положении, так как хочу знать, сколько времени сохранится это выражение. Вскоре она встает со стула и очень медленно делает вперед два шага, становится на колени все с той же странной медлительностью и наклоняется вперед со склоненной головой и устремленными вверх глазами в чудной экстатической позе. Останется ли она в этой законченной позе, сохранив каталептическую неподвижность? Нет, она вновь поднимается без моего прикосновения, еще больше наклоняет голову вперед и, приложив к губам сложенные руки, делает вперед еще пять или шесть шагов – еще медленнее, чем раньше. Что такое делается? Теперь она делает глубокий поклон, еще раз становится на колено и поднимает немного голову с полузакрытыми глазами и приоткрытым ртом. Теперь понятно, что она готовится к причастию. В самом деле, после причастия она встает, кланяется и с низко наклоненной головой возвращается на прежнее место, где опять опускается на колено. Вся эта сцена, продолжаясь четверть часа, прерывается с окончанием каталептического припадка. [Жане, 1913, с. 18-19]. Действия каталептика неизменны, ригидны, «математически одни и те же». Он не может говорить и не понимает слов, хотя и обнаруживает способность к эхолалии. Каталептик действует, исходя из своих склонностей, состояния, захватывающего его всего, поэтому он мало податлив направляющим действиям экспериментатора, если многоступенчатое действие уже начато (следующую операцию можно предугадать, но трудно изменить).
Размышляя над особенностями сознания при каталепсии, Жане приводит пассаж из Мен де Бирана о ситуации, когда, подобно статуи Кондильяка, когда она пока обладает только ощущением и ничем больше, и это простое аффективное состояние - не чистая абстракция, но реальное существующее состояние, к которому мы приближаемся каждый раз, когда наша интеллектуальная мысль ослаблена, когда мысль дремлет, когда воля отсутствует, когда "я" как бы растворено в ощущениях, когда морального субъекта больше не существует. Сознание как раз такого плана существует при каталепсии - чисто аффективное, ограниченное ощущениями и образами, без какой-либо связи между ними, без идеи личности.
При искусственной каталепсии источник движений и поз - во вне, в изменениях, которых им придают, тогда как во время истерического криза он, напротив, находится внутри, в воспоминаниях больного. Внутренние воспоминания играют значительную роль при каталепсии.
Сомнамбулизм является более сложным, более активным состоянием. Это состояние может возникать во время сна, становиться частью нервного криза или быть вызванным искусственно. Многие магнетизеры в качестве отличительной характеристики сомнамбулизма выделяли анестезию. Но, отмечает Жане, наиболее глубокие сомнамюулические состояния могут характеризоваться как раз обратным - полным восстановлением чувствительности.
Сомнамбула может приспособить действия к обстоятельствам. Критерий памяти является, по Жане, одним из основных в описании этого феномена и проявляется, в частности, в полном забвении наяву того, что происходило во время сомнамбулизма. Это связывалось Жане с изменением состояния общей чувствительности. Психическая жизнь в состоянии сомнамбулизма может оказываться более сложной по сравнению с обычной жизнью истерического больного, поскольку вновь возвращаются многие потерянные для нормального состояния больного слои опыта. Амнезия истерика проистекает из анестезии. В связи с периодическими самопроизвольными изменениями состояния общей чувствительности, а, следовательно, и доступных в каждый конкретный момент образов, изменяется и память человека. Довольно часто Жане наблюдал у сомнамбул возвращение к самым ранним годам жизни, изменение ведущей модальности. Объясняя эти факты, Жане основывается опять же на гипотезе об общей чувствительности.
Жане задается
вопросом, с чем связаны эти
поразительные изменения
Наблюдение: Роз. страдала тяжелыми истерическими симптомами, моментами резкой потери памяти, за которыми следовало состояние летаргии или каталепсии. Жане несколько раз в разных состояниях сомнамбулизма или внушения пытался восстановить эти воспоминания, но ничего не получалось. И как-то в одном из новых сомнамбулических состояний Роз неожиданно сказала: "Вы часто спрашивали, что произошло в период с августа по сентябрь. И почему я не ответила, это так просто. я делала то-то и то-то". Но в состоянии бодрствования или другого сомнамбулизма она опять ничего не помнила. Жане отметил, что если обычно Роз страдала анестезией, то в этом "помнящем" состоянии у нее восстановилась чувствительность правой половины тела. И, сравнив состояние, в котором воспоминания приобретались, и в котором больная о них помнила, Жане пришел к выводу, что общее у них - существование чувствительности правой стороны тела. Это наблюдение привело его к гипотезе о связи состояния чувствительности и состояния памяти. Воспоминания, приобретенные в одном состоянии чувствительности, были доступны лишь в том же состоянии. И здесь Жане различает элементарную, или чувствительную память (того или иного изолированного ощущения) и сложную интеллектуальную память (о сложных идеях, доступна благодаря языку). Важным элементом чувствительной памяти служит «образное воспроизведение ранее испытанного ощущения» [Жане, 1913, с. 91]. «Если почему-либо образы эти не могут больше быть воспроизведены, то и все связанные с ними воспоминания исчезают и, хотя человек может еще мыслить и говорить при помощи новых образов, он уже не помнит больше прежних своих мыслей и слов. Если же сделается почему-либо возможным оживление старых образов, то в памяти субъекта вновь всплывут все прежние воспоминания. И это делается возможным лишь тогда, когда наступает прежнее состояние общей чувствительности. Запоминание или забывание сложных явлений зависит, следовательно, от большей или меньшей устойчивости общего состояния чувствительности» [Жане, 1913, с. 104]. Амнезия истериков определяется их анестезией.
Изменения
памяти сомнамбул зависят, таким
образом, от спонтанных или искусственно
вызванных колебаний
Жане так
описывал образование личности, идеи
«я»: «Когда известное количество психических
явлений комбини¬руется воедино, то
в психике наступает
Если в наиболее простых формах психического автоматизма (при каталепсии) идея «я» вообще не присоединяется к испытываемым ощущениям (что характерно для аффективного сознания), то при сомнамбулизме могут меняться доминирующие образы, выявляться некоторые специальные образы, образующие «новый центр, вокруг которого мысли группируются в ином порядке» [там же, с. 11]. Эти группировки могут быть очень прочными и образовывать собственную идею «я», личность, обладающую особым характером, памятью и другими особенностями. В этом случае перемены, происходящие с человеком, скоры, внезапны, непроизвольны, разительны и по большей части нестойки, непродолжительны. По замечанию Элленбергера, «Жане одним из первых предпринял систематические исследования множественных гипнотических подличностей у Люси, Леонии, Роз» [Элленбергер, 2001, с. 165]. Разные alter ego – это действительно разные личности, как, например, это происходит с одной из пациенток Жане, Леонией, одна из личностей которой так говорила о двух других: «Как вы можете думать, что я похожа на эту сумасшедшую – к сча¬стью, этого совсем нет» и «это довольно глупая женщина, это вовсе не я». «Разделение одного существа на трех сменяющих и презирающих друг друга лиц является весьма любопытным фактом и дает повод к возникновению целого ряда инцидентов. ... Леония засыпает в вагоне железной дороги и впадает в состояние 2; через некоторое время Леония 2 хочет выйти из вагона за этой бедной Леонией 1, «которая, по ее словам, осталась на предыдущей станции и которую нужно предупредить». Если я показываю Леонии 2 портрет Леонии 1, она говорит: «почему она взяла, мою шляпу? Кто-то одевается одинаково со мной» [Жане, 1913, с. 127]. Жане выделял разные варианты соотношения личностей. Разделение может быть неполным и вторая личность в этом случае лишь повторяет и развивает мысли и действия первой. Обе личности, однако, могут быть совершенно независимы друг от друга и развиваться в различных направлениях. В третьем случае доминирует вторая – аномальная, или подсознательная личность и обусловливает идеи и акты первой. Второе «я» имеет свою динамику развития, может становиться все более самостоятельным. «У меня бывали очень забавные ссоры с этой Адрианой… она часто дерзко отвечала мне и писала «нет», не желая выполнять мои приказания»» [там же, с. 302; Janet, 1886].