Понятие активной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Активность личности — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активной личности. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Понятие активной личности...................................................................4
2. Признаки активной личности................................................................6
3. Свойства активной личности...............................................................10
Заключение....................................................................................................13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 22.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность ® Действия ® Движения

     Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

 Различают  практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой.

     Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов: 

- Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства).

- Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

- Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

- Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

- Пассивный -  интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по телевизору).

- Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей). 

  1. Свойства  активной личности.
 

     Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

     Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

     Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

     Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения.

     При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней:

     1) В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями.

     2) Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может.

     Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности.

     Активную личность обладает внутренней свободой, способнасознательно выбирать линию своего поведения.

     Свободное развитие личности с ее умением осуществлять контроль над своими поступками. Только в этом случае можно говорить о свободной активной личности. Воспитание свободной личности требует развития навыков и умение видеть моральный смысл событий и ответственность за последствия. Развитие моральных навыков, предполагает воспитание таких моральных качеств, как справедливость, заинтересованность одного человека в другом, в обществе, забота об из интересах, толерантность.

     Способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении очень важна не только для самого человека, но и для общества вцелом. Вот почему  вопросы, рассмотренные в данной работе являются актуальными в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      1. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992.

     2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

     3. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1999

     4. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.

     5. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.

     6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.:МОДЭК, 2002 

Информация о работе Понятие активной личности