Понятие личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть структуру личности, описав различные подходы в ее исследовании.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- обратится к понятию «личность»; выделить аспекты научного исследования;
- рассмотреть структуру личности в рамках психоанализа и теории «личностных черт»;
- представить теоретические основы развития, социализации и воспитания личности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности 4
2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг) о структуре личности.
Теории «личностных черт» 8
3. Развитие, социализация и воспитание личности 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педогогика.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение           3

1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности   4

2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)  о структуре личности.

Теории «личностных черт»        8

3. Развитие, социализация и воспитание личности    12

Заключение           16

Список используемой литературы       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого  вида, носитель генетически обусловленных  свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта  человек становится личностью.

В соответствии с современными представлениями о структуре личности человека как устойчивой системе социально значимых черт, которые проявляются в деятельности, актуальным является исследование структуры личности.

Цель работы – рассмотреть структуру  личности, описав различные подходы в ее исследовании.

Поставленная цель обусловила решение  следующих задач:

- обратится к понятию «личность»; выделить аспекты научного исследования;

- рассмотреть структуру личности  в рамках психоанализа и теории  «личностных черт»;

- представить теоретические основы развития, социализации и воспитания личности.

Теоретической основой для написания  работы послужили научные труды  Г.М. Андреевой, В.И.Гинецинского, А. Маклакова, А.А. Реан, Н.В. Бордовской, В.Сластенина.

 

 

 

 

  1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности

 

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным  людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В психологических теориях личности соседствуют два взаимодополняющих  подхода к пониманию ее природы. В свете первого, личность предстаёт  как уникальная и относительно автономная система интрапсихических свойств  и особенностей поведения конкретного субъекта, включающая подсистемы характера, способностей, представлений, ценностных ориентаций, Я-концепции и т.д.

Согласно второму подходу, быть личностью значит быть включенным в  интерперсональное пространство, активно  и сознательно строить социальные отношения с другими людьми, т.е. личность - это, прежде всего, система интерпсихических связей и взаимоотношений человека (социальная психология личности).

Сосредотачиваясь на интрапсихическом компоненте личности, Л. и Д. Зиглер выделяют следующие аспекты ее научного изучения:

• структура личности - это стабильные характеристики, которые, выступая в  различных комбинациях, составляют единое, определенным образом организованное целое и могут быть выявлены как  устойчивые показатели при тестировании или эксперименте;

• мотивация, включающая процессуальные, динамические аспекты поведения, вызывающие его причины, факторы, побуждающие  мотивы;

• развитие личности - закономерное изменение  ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах, от младенчества до преклонного возраста;

• психопатология личности - процессы и факторы, обуславливающие трудности  в адаптации личности к ее биосоциальному окружению и отклонения от оптимального функционирования психики;

• основания психического здоровья личности, выделяемые согласно определенным критериям;

• трансформация личности в процессе корректирующего психологического воздействия - изменения в эмоционально-волевой, когнитивной и поведенческой  сфере, для достижения которых разрабатываются  различные психотерапевтические подходы и техники.

Соответственно, любая теория личности призвана ответить на следующие вопросы. Каково строение личности и образующие ее элементы? Какие специфические  мотивы направляют человеческие поступки? Что детерминирует становление человека личностью, способствует или препятствует личностному росту? Какие факторы вызывают аномалии в личностном развитии? Каковы условия и надежные критерии оценки психического здоровья? Что обеспечивает позитивные изменения и повышение самоэффективности личности?

Д. Мацумото, обобщая различные  теории, сложившиеся в рамках данного  подхода, утверждает, что их объединяет взгляд на личность, как на нечто  устойчивое и в значительной степени  независимое от внешних обстоятельств  и ситуаций.

Альтернативный подход базируется на постулате: личность может быть адекватно познана лишь через систему ее социальных связей и межличностных отношений.

Так, согласно теории личностной активности А. В. Петровского (1924), наряду с «интраиндивидуальной»  выделяется «интериндивидуальная сфера активности», как «околоиндивидное пространство» межличностного взаимодействия.

По А.В. Петровскому, закрепление  определенных черт личности подчинено  механизмам включения индивида в  те или иные сообщества и интеграции в них. Основной критерий для оценки развития личности, как субъекта межиндивидных отношений, - это степень успешности вхождения в социальные группы, уровень способности к интеграции собственной активности в активность других людей (членов различных групп).

Идея о том, что личность всегда дана в общении, в обращенности к другому и не имеет «внутренней суверенной территории», автономной от социальных отношений, была сформулирована крупнейшими российскими мыслителями М. М. Бахтиным и Л. С. Выготским. Благодаря их влиянию она стала ключевой для всей системы отечественного гуманитарного знания. М.М. Бахтин выразил ее в следующем тезисе: «Я осознаю себя и становлюсь самим собою только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Само, бытие человека (и внешнее, и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться... Быть - значит быть для другого и через него - для себя». В свою очередь, Л.С. Выготский высказал созвучную максиму: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет другим».

Наконец, личность может рассматриваться  как особая система отношений  к различным аспектам действительности, которая складывается на основе интерперсональных  связей индивида. Эти отношения выступают  как структурные первоэлементы  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психоанализ (З.Фрейд,  К.Юнг) о структуре личности. Теории  «личностных черт»

 

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

З. Фрейдом структура личности понимается как состоящая из «я» и «оно». З. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

Разделяя общий фрейдовский  подход к психике личности как  многоуровневой, К.Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению К.Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая». Под этим понятием К.Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений».

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

 В статье «Понятие коллективного  бессознательного» К.Юнг кратко

определил содержание и психологическое  значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую  систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», К. Юнг  выделяет такие его особенности:

1) своим существованием коллективное  бессознательное обязано исключительно  наследственности;

2) оно не основано на личном  опыте и не развивается индивидуально; 

3) его содержание в основном  представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся

осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения».

Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций. Черты формируются в личности под воздействием факторов двух типов: факторы внешней среды и факторы генетической обусловленности. Таким образом, личность представляет собой некую природную данность, дальнейшее формирование которой, хотя и имеет некоторые индивидуальные предпосылки, связанные с генетической, врожденной детерминацией, обусловлено воздействиями внешней среды. При этом черта, согласно данной концепции, выражает то, что человек обычно делает во многих ситуациях, а не то, что человек сделает обязательно в данной конкретной ситуации. Оллпорт утверждает, что для действительного понимания поведения необходимо пользоваться как понятием черты, так и понятием ситуации. Понятие черты необходимо исследователю для объяснения согласованности поведения личности, а понятие ситуации – для объяснения вариативности поведения. В последствии идея уникальности личности привела Оллпорта к предположению существования у человека неких уникальных черт личности, которые не поддаются научному изучению. Данный акцент Оллпорта на уникальных личностных чертах был трактован как подтверждение невозможности существования науки о личности, что привело в результате к возникновению существенного научного противоречия, не способствовавшего дальнейшему продвижению в этой исследовательской области.

Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который  предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности. А именно, если некие явления (например, переменные или ответы на тестовые вопросы) совместно варьируют, т.е. если они появляются и исчезают вместе, то из этого можно заключить, что они имеют некую общую основу и относятся к одному и тому же аспекту личностного функционирования. Факторный анализ как раз и базируется на той идее, что действия, которые совместно варьируют у множества индивидов, каким-либо образом связаны между собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует единицы, или, другими словами, естественные элементы структуры личности. Их называют факторами. В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности, которые получили название интроверсия-экстраверсия и невротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность). Айзенком было выявлено, что параметр экстраверсия-интроверсия устойчиво воспроизводится в разных культурах, а также то, что индивидуальные различия стабильны во времени и что велик вклад генетического фактора в эти различия. Это объективно свидетельствует в пользу сильных биологических оснований данного параметра. Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».

В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности (так называемая Большая Пятерка): невротизм (измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность; идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям (дистрессам), склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности, и к неадекватным реакциям на действительность); экстраверсия (измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни); открытость опыту (измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему); доброжелательность (измеряет качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях); сознательность (измеряет степень организованности, настойчивости и мотивированности индивида в целенаправленном поведении; противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе).

Информация о работе Понятие личность