Понятие андрогогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Место андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5
1.1 Понятие "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5
1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8
1.3 Основные принципы андрагогики……………………………………стр16
Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20
Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25
3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33
4.Заключение………………………………………………………………..стр36
5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Андрагогика.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в нашем обществе еще существует социальный стереотип  восприятия образования как чего-то для других, для внешнего предъявления. На самом деле, само происхождение  слова подсказывает, что прежде всего это путь создания собственного неповторимого образа. И путь этот простирается через все пространство жизнедеятельности каждого из нас.

В философском смысле субъект  — это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний  и внутренний мир в идеальной  и предметно-практической деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Подлинный  субъект полностью владеет структурой деятельности, в которой участвует, начиная от осознания ее мотивов  и цели до получения результата и способности его оценить и откорректировать весь ход своих действий на основе рефлексии. Взрослый выступает в качестве субъекта с присущими ему самосознанием и самостоятельностью постольку, поскольку он овладевает объемом культуры, способами профессиональной деятельности, формами культурного взаимодействия с людьми, осознает свою человеческую сущность. А это невозможно без образования. В педагогику категория «субъект» проникла в 70-е годы XX столетия через систему философско-психологических знаний (Г.И. Щукина, В.В.Горшкова) и была воспринята как теоретиками, так и практиками непросто. Это неудивительно, если вспомнить о том, что в классической дидактике по отношению к участникам педагогического процесса веками была прочно узаконена оппозиция «субъект—объект». Речь всегда шла о необходимости передачи (трансляции) знаний, опыта деятельности и отношений, культуры от педагога к учащемуся. Однако именно для системы образования взрослых понятие «субъект» как нельзя более актуально. [6]

Применительно к образованию  свойство субъектности у взрослого человека выражается в следующих показателях:

— способности самостоятельно формировать информационный запрос;

— возможности выбора модели обучения;

— осознанном принятии той или иной позиции в процессе обучения;

— опоре на способность  к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;

— стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения. [1]

Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в  современной образовательной ситуации.

Основными признаками субъекта, отличающими позицию взрослости в современном обучении, являются:

  1. осознанность информационного запроса, выраженная в понимании смысла и целей обращения к тому или иному образовательному содержанию и его источникам;
  2. ангажированность, предусматривающая добровольное созидательное включение в образовательный процесс;
  3. способность к (само)рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения;
  4. критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения;
  5. открытость и децентрированностъ мышления как способность принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения;
  6. интерпретативная культура, позволяющая находить и предъявлять другим собственные смыслы, которые рождаются по мере освоения образовательного содержания;
  7. самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;
  8. умение учиться в системе межсубъектных отношений. Подготовка взрослого человека как «человека познающего» включает в себя:
  9. диагностику и освоение им собственных природных информационно-познавательных способностей и возможностей (типа мышления, памяти, внимания, модальности восприятия, доминантности полушария, продуктивный временной режим работы, приоритетные образовательные стратегии, комфортные формы работы; освоенные способы фиксации учебной информации и ее извлечения из памяти, стереотипы обучения и др.);
  10. организацию рефлексии по поводу владения технологиями самообразования:
  11. освоение и расширение круга источников образовательной информации (библиотеки — домашние и общественные, лектории, Интернет, клубные объединения и др.);
  12. анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей и запросов, себя как субъекта обучения. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых

 

3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной  почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной  работы. В России данный метод появился в конце XIX века.Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор .Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет  дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Широкое применение в системе  образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки  для активного использования  в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечественном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская "калька" словосочетания "distant learning" - "дистантное обучение". Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма "дистанционное обучение", т.е. обучение на расстоянии. [8]

Дистанционное обучение можно  определить как целенаправленный процесс  интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый  разделены пространственно (Е.С. Полат);

комплекс образовательных  услуг, предоставляемых широким  слоям пользователей с помощью  специализированной информационно-образовательной  среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального  образования (Ю.А. Первин);

новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудиотехники (Л.П. Давыдов);

синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых  информационных технологий, их технических  средств, которые используются для  доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового  обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному  образовательному учреждению (А.А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным формам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье. [1]

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает  новые перспективы профессионально-личностного  развития для лиц, остро нуждающихся  в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным способом:

абитуриентов, готовящихся  к поступлению в вузы;

молодежи, вынужденной совмещать  учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской  системы или по семейным обстоятельствам;

лиц, имеющих медицинские  ограничения для получения регулярного  образования в стационарных условиях;

военнослужащих, офицеров, увольняющихся  в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и  погранвойск;

высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

лиц всех возрастов, проживающих  в отдаленных регионах страны. [6]

Существует множество  организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе дистанционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как  информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами. [8]

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные  средства: печатные и электронные  издания; компьютерные обучающие системы  в обычных и мультимедийных вариантах  исполнения; учебные аудио - и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью  хранения в памяти компьютера или  на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и  передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии  принтера они легко превращаются в твердую копию. [7]

Компьютерные обучающие  системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

осуществлять контроль с  диагностикой ошибок и с обратной связью;

осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

высвобождать учебное  время за счет выполнения компьютером  трудоемких рутинных вычислительных работ;

визуализировать учебную  информацию;

моделировать и имитировать  изучаемые процессы или явления;

проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

формировать умение принимать  оптимальное решение в различных  ситуациях;

развивать определенный вид  мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных  средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру познавательной деятельности и др. [1]

Компьютерные обучающие  системы на современном этапе  включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач  и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные  среды; компьютерные иллюстрации для  поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать  электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного  учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также  слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к  занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов. [7]

Дидактические аудио и  видео учебные материалы в  настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это  специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных  каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том  числе Интернета, электронной почты  и электронной конференции.

Информация о работе Понятие андрогогики