Понятие андрогогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Место андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5
1.1 Понятие "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5
1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8
1.3 Основные принципы андрагогики……………………………………стр16
Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20
Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25
3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33
4.Заключение………………………………………………………………..стр36
5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Андрагогика.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

В России наиболее широко дистанционное  обучение применяется в учебных  центрах при университетах. В  Московском государственном авиационном  технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в  это учебное заведение из числа  школьников, проживающих в удаленных  районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний. [6]

Для деятельности учебно-дистанционных  вузовских центров характерны следующие  направления:

совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

развитие форм культурного  обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими  и зарубежными организациями;

корпоративное (фирменное) дистанционное  обучение, осуществляющееся на базе и  в интересах подготовки кадров для  какой-либо определенной фирмы (корпорации). [7]

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО "Газпром", Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов. [7]

Итак, можно выделить следующие  принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся  в отсутствии регулярных занятий  в виде лекций, семинаров и свободном  выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в  том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены  обучающимся, создают целостное  представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую  возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра "количество обучающихся";

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО;

широкое применение новых  информационных технологий.

3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Новосибирской работы

 

Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Новосибирской области, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Новосибирск.

В итоге было выяснено, что в нашей область дистанционное обучение развито еще недостаточно. Такую форму обучения предлагают в настоящий момент несколько учебных заведений.

1.Институт дистанционного обучения НГТУ.

2.институт дистанционного  обучения (ИДО) СГГА.

3.Институт открытого дистанционного образования (при НГПУ).

4.Сибирская академия финансов и банковского дела.

5.Сибирский институт филиал РАНХИГС (СИБАГС).

6.Новосибирский филиал Санкт-Петербургского Университета управления и экономики.

7.Сибирский институт международных отношений и регионоведения (СИМОИР).

8. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СИБГУТИ).

Итак, данные учебные заведения  предлагают на местном уровне получить высшее образование дистанционно.

В целом же по России многие учебные заведения предлагают дистанционное  обучение взрослых, где также могут учиться и жители нашей области.

 Один из примеров является - Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ, Новосибирск) в феврале 2011 года открыл набор на дистанционное обучение по бакалаврским и магистерским программам, отвечающим требованиям стандартов третьего поколения.

Преимущества образования  через интернет хорошо известны: нет  необходимости ежегодно приезжать  в университет на экзаменационные  сессии, нужно присутствовать лишь на государственных экзаменах и  защите дипломного проекта бакалавра  и диссертации магистра. Все учебные  материалы можно скачать со специального университетского сервера СибГУТИ. По завершении дистанционного обучения выпускнику выдаётся такой же, как у всех, государственный диплом о высшем образовании. При этом лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, обучаются по сокращённым программам.

В СибГУТИ за 10 лет успешной работы в сфере дистанционного обучения университет выпустил более 700 специалистов. Образование через интернет становится всё более популярным. На сегодняшний день в СибГУТИ получают высшее образование дистанционно 2000 студентов. И с каждым годом их число неуклонно растёт.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в целом взрослым жителям  нашей области, имеющим доступ в сеть Интернет, вполне доступно дистанционное обучение по самым различным направлениям и специальностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

 

В заключении сделаем следующие  выводы.

В последние годы выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

Основа андрагогики - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

Перечислим особенности  взрослых учащихся:

потребность в обосновании (смысле);

потребность в самостоятельности;

жизненный опыт;

назревшая необходимость;

практическая направленность.

Андрагогика раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации.

Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни.

Проанализировав возможности  дистанционного обучения взрослых в  целом по России и конкретно по Забайкальскому краю, был сделан вывод  о том, что в целом взрослым жителям нашего Забайкальского края, имеющим доступ в сеть Интернет, вполне доступно дистанционное обучение по самым различным направлениям и специальностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Используемая литература.

 

1.Андреев А.А.  Введение в дистанционное обучение: Учеб. - метод, пособие. - М., 1997.

2.Богданова А.И., Деренжи Н.Д., Стефанова В.С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. - 2008. - № 1.

.Глейзер Г.Д.  Новая Россия: Общее образование  и образующееся общество // Педагогика. - 2009. - № 6.

.Змеев С.И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. - 2005. - №2.

.Змеев С.И. Технология  обучения взрослых. - М., 2002.

.Интернет в  гуманитарном образовании / Под ред.Е.С. Полат. - М., 2000.

.Кларин М.В.  Интерактивное обучение - инструмент  освоения нового опыта // Педагогика. - 2008. - № 7.

.Концепция создания  и развитие системы дистанционного  образования в России. - М., 1995.

.Онушкин В.Г., Огарев  Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный  словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 2004.

.Рабочая книга  андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.

.Российская педагогическая  энциклопедия: В 2 т. / Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1993 - 1999.

.Смирнов С.Д.  Педагогика и психология высшего  образования: От деятельности  к личности. - М., 2001.

.Специалист в  системе повышения квалификации  и переподготовки кадров: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1993.


Информация о работе Понятие андрогогики