Понятие восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:21, реферат

Краткое описание

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых.

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

Введение.

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это  дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные  мерки, определенные нашими человеческими  органами чувств. Речь идет об относительном  образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых  животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для  его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Окружающая среда в  любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых  мы можем уловить лишь очень небольшую  часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для  него звуки, тогда как эти ультразвуки  легко слышит собака, дельфин или  летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету».

 Восприятие - психический  процесс, приводящий к порождению  чувственного образа, структурированного  по определённым принципам и  содержащего в качестве одного  из исследуемых элементов самого  наблюдателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие восприятия.

Было бы глубоко ошибочным  думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным  восприятиям) является простым суммированием  отдельных ощущений или, как часто  говорили психологи, результатом простых  ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует  выделения из всего комплекса  воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и  т.п.) основных ведущих признаков  с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному  решению. При восприятии новых или  незнакомых предметов узнавание  их гораздо сложнее и протекает  в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные  процессу распознавания образов. В  этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние  сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные  перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому  может создаться впечатление, что  связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров  показывает, что такое представление  весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для  окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают  подобные машины.

Восприятие является очень  сложным и активным процессом, требующим  значительной аналитико-синтетической  работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом  ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс  информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения  органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически  воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что  воспринимающая деятельность почти  никогда не ограничивается пределами  одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов  чувств (анализаторов), результатом  которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности  речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

2.Виды восприятия

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого  объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

Четыре анализатора –  кожный, мышечный, зрительный, слуховой – чаще всего выступают как  ведущие в процессе восприятия.

Осязательное восприятие

Осязание является сложной  формой чувствительности, включая в  свой состав как элементарные, так  и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.

Однако существуют и более  сложные формы осязательного  восприятия, при котором человек  на ощупь может определить формы  предмета, а иногда и узнать сам предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный) образ.

 

Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление  о том, что мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает предположение, что  мы ощупываем металлический стержень или трубку; или металлический  карандаш. Затем наша рука ощупывает  кольцо ключа; первая группа предположений  сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной  для нее изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех последовательно  воспринимавшихся признаков, и возникает  гипотеза «это ключ!» Рука испытуемого  должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом  по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения процесс ощупывания может  постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для  опознания предмета, сокращается, так  что под конец одного наиболее информативного признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии

3рительный анализатор  представляет собой сложную систему  физиологических механизмов. Наблюдения  показывают, что глаза человека  никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является  необходимым условием построения адекватного образа.

Восприятие яркости и  цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых  лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний  называется видимой частью спектра. Рецепция падающего на сетчатку света  представляет собой только первую ступень  в сложной цепи процессов, приводящих к зрительному отражению окружающего нас мира. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости от оптических свойств поверхности предметов. Эти поверхности могут светиться, излучая больше света, чем на них падает; блестеть, отражая весь падающий на них свет; отражать лишь часть падающего света и быть прозрачными, то есть не оказывать свету существенных препятствий. Большинство окружающих нас предметов частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Цвет этих предметов характеризуется отражательной способностью. Поэтому для восприятия цвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном свете, при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разного спектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздо больше света, чем кусок мела в сумерки, и тем не менее мы воспринимаем уголь черным, а мел белым. Это говорит о константности восприятии цвета, что имеет большое значение для правильной ориентации в окружении. Константное восприятие цвета обеспечивается благодаря оценке относительной яркости поверхностей, находящихся в поле зрения наблюдателя, учитывается роль прошлого опыта.

Восприятие формы, восприятие предмета . Дормой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажется непрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры.

Исследование факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как  иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями  гештальтпсихологии. Был установлен целый ряд таких факторов. К ним относятся :

1. Сходство. В фигуру объединяются  элементы, имеющие близкие свойства, обладающие похожими формой, цветом, величиной.

2.Близость. Из множества  элементов в одно целое объединяются  те, которые пространственно ближе  всего расположены друг к другу.

3. «Общая судьба». Если  группа точек или каких-либо  других элементов движется относительно  окружения в одном и том  же направлении и с одинаковой  скоростью, то возникает тенденция  воспринимать эти элементы как  самостоятельную фигуру.

4. «Вхождение без остатка». Перцептивное объединение элементов  осуществляется таким образом,  чтобы все они были включены в образующуюся фигуру.Фактор «Вхождение без остатка» противостоит фактору близости: если группируются близкие элементы, то воспринимаются две узкие полосы, если элементы группируются таким образом, чтобы войти в образовавшуюся фигуру без остатка, то воспринимаются три широкие полосы.

5. «Хорошая линия». Этот  фактор определяет восприятие  пересечений двух или более  контуров. Зрительная система в  соответствии с действием этого  фактора старается сохранить  характер кривой до пересечения  и после него. Действие этого  фактора тем сильнее, чем регулярнее кривая.

Информация о работе Понятие восприятия