Понятие восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:21, реферат

Краткое описание

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых.

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

Примером константности  может служить дверь, которая  сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта  она или открыта.

Осмысленность

Высшей формой предметного  восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием  предмета происходит осознание его  функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.

Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью  отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается  высшая ступень объективации перцептивного  образа. Большую роль в становлении  осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

Восприятие человека, таким  образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск  наиболее осмысленной интерпретации  данных.

3. Законы восприятия

Восприятие человека, в  задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.

Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере  движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с  разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в  особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и  непрерывный приток в центральную  нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

Если образы зрительного  восприятия, относящиеся к внешним  объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости  от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур в механизме мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности.

Вопрос о том, какое  влияние на наше восприятие оказывает  внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено.

Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом  вся информация, в том числе  и абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Рассмотренные факторы свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся факторов. Со времени английского философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» - природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать  как интеллектуальный процесс, связанный  с активным поиском признаков, необходимых  и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно  представить себе следующим образом:

Первичное выделение комплекса  стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся  к одному и тому же определенному объекту.

Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение  с которыми воспринятого позволяет  судить о том, что это за объект.

Отнесение воспринимаемого  объекта к определенной категории  с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих  правильность принятого гипотетического решения.

Окончательный вывод о  том, что это за объект, с приписыванием  ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

4.Сравнение восприятия  и ощущения

Ощущение – один из самых  простых физических процессов, подразумевающий  отражение некоторых отдельных  свойств окружающих объектов во время  их непосредственного влияния на органы чувств.

Восприятие – сложный  процесс, состоящий из отражения  предметов, событий или разнообразных ситуаций в их целостности.

Сравнение ощущения и восприятия

В чем же разница между ощущением и восприятием?

Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.

Восприятие – процесс  составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу  несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление  об исследуемом объекте. Если мы, к  примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное  впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.

Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность  воспринимать окружающее в виде образов  имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в  нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с  процессом объективации, когда некие  внутренние ощущения проецируются вовне.

Результатом возникновения  ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует  определенный образ, состоящий из комплекса  различных ощущений, тесно переплетенных  между собой. Причем чтобы этот образ  сложился в наиболее полном ключе, требуется  взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с  осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального  объекта, находящегося перед нами. В  итоге мы комбинируем отдельные  воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии, наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений.

Отличие ощущения от восприятия заключается в следующем:

Ощущение – составная  часть восприятия, в то время как  восприятие всегда представляет собой  комплекс ощущений. Восприятие – более  сложный процесс, чем ощущение.

Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.

Ощущение провоцирует  возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно  внутренний процесс, восприятие тесно  связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.

Ощущение – процесс  отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

Заключение.

Восприятие - процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в  оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда  организуются полноценные способы  анализа объекта и синтезируются  системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит  внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и  эмоциональную окраску образа. Формирующиеся  в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа - константность, предметность, целостность, обобщенность - свидетельствуют об определенной независимости его  от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность - от изменений физических условий  наблюдения, предметность - от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность - от искажения и замены частей фигуры, обобщенность - от вариаций свойств объектов в границах данного  класса. Можно сказать, что обобщенность - это константность внутри класса, целостность - структурная константность, а предметность - семантическая константность.

Важно то, что мы можем  полагаться на сформированные у нас  навыки и способы восприятия исключительно  в рамках тех условий, в которых  они вырабатывались, то есть допустимо  рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия, и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

 

 

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Издательство «Наука», 1977.
  2. Ананьев Б.Г. Сенсорно - перцептивные характеристики развития человека. - «Вопросы психологии», 1968, №1.
  3. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988.
  4. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М., «Просвещение», 1968.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, исправленное и дополненное. -- М.: ЧеРо, 1999.
  6. Грегори Р.Л. «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия». Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко перевод с английского Е.Д. Хомской изд. «Прогресс». - М.: 1970.
  7. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. -- М.: МГУ, 1981.
  8. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН. СССР Гл. ред. В.И. Покровский. - М.: Советская энциклопедия. - Т.2., 1991.
  9. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1982.
  10. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00035871_1.html
  11. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospriyatie.html
  12. http://coolreferat.com/Восприятие_в_психологии_часть=8

Информация о работе Понятие восприятия