Понятие и сущность общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность общения……………………………………….4
2 Структура и функции общения……………………………………..5
3.Виды и формы общения……………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

кн.раб-культура речи.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

1 Понятие и  сущность общения……………………………………….4

2 Структура и  функции общения……………………………………..5

3.Виды и формы общения……………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………...13

Список используемой литературы…………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они  все чаще становятся специальным  предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает  по существу все стороны жизни  общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и  как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание  того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую  значимость в современном мире и  от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит  решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно  общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение  мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение  определенно является искусством, в  котором существенную роль играет чувство  такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились  определенные приемы и наработки, рекомендующие  как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим  образом подходят для выбранной  темы. В каких случаях стоит  делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

В жизни человека практически  нет периода, когда он находится  вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече  и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и  методы.

Цель работы: рассмотреть  основы общения: понятие, сущность, виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и  сущность общения.

 
Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами  общества, осуществляемый с помощью  средств речевого и неречевого воздействия  и преследующий цель достижения изменений  в познавательной, мотивационной, эмоциональной  и поведенческой сферах участвующих в общении лиц .

 
В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения  его участники обмениваются не только своими физическими действиями или  продуктами, результатами труда, но и  мыслями, намерениями, идеями, переживаниями  и т.д.

В повседневной жизни человек  учится общению с детства и  овладевает разными его видами в  зависимости от среды, в которой  живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого  опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Каждая общность людей  располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных  формах коллективной жизни. В них  концентрируется социально-психологическое  содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Структура и  функции общения.

 
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Специфика межличностной  коммуникации раскрывается в ряде процессов  и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных  барьеров, коммуникативном влиянии  и существовании различных уровней  передачи информации.

Целью информационного обмена в общении является выработка  общего смысла и приход к согласию. Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую  коммуникацию. В случае авторитарного  воздействия реализуется установка  «сверху - вниз», в случае диалогического - установка на равноправие.

Распространение информации проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Феномен общения монолитен  и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи  пытаются все-таки вычленить отдельные  составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько  это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий  компоненты в структуре общения.

Б.Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:

) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим  и обособляющим, содействующим и  противодействующим;

) форма: вербальное и  невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

) способы связи содержания  и формы в процессе общения:  подражание, заражение, убеждение.

Б.Ф.Ломов определяет структуру  общения через функции: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Г.М. Андреева выделяет три  взаимосвязанных стороны общения:

коммуникативную сторону  общения - состоит в обмене информацией  между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

интерактивную сторону общения - заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники  общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. Например, нужно  согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивную сторону общения - которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

По своему назначению общение  многофункционально. Выделяют шесть  функций общения:

) прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

) функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы,  ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

) функция подтверждения  дает людям возможность познать,  утвердить и подтвердить себя;

) функция объединения-разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов  способствует передаче друг другу  необходимых сведений и настраивает  их на реализацию общих целей,  намерений, задач, соединяя их  тем самым в единое целое,  а с другой стороны, она может  способствовать дифференциации  и изоляции личностей в результате  общения;

) функция организации  и поддержания межличностных  отношений служит интересам налаживания  и сохранения достаточно устойчивых  и продуктивных связей, контактов  и взаимоотношений людей в  интересах их совместной деятельности;

) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Понятия структуры и функций  общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов  общения.

 

3.Виды и формы  общения.

 
Общение чрезвычайно многогранно  и классифицирует по самым разным основаниям: по характеру, по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и  формам, по месту, по времени, по сферам деятельности, по степени опосредованности, по направленности, по глубине проникновения, по типам субъектов, по профессиональным характеристикам и т.д. и т.п. Так, по характеру общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное, спортивное.

Общаясь друг с другом, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга, слышим тембр голоса, интонацию, видим  мимику и жесты. При этом слова  передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос информацию дополняют.

Получая письменное сообщение, мы видим не только слова, но и конверт, марку, бумагу, расположение и выделения  текста, шрифт. Все это создает  впечатление от письма, либо усиливая словесное содержание, либо ослабляя его.

При характеристике психологических  целей и свойств общения выделяют следующие виды общения.

«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется  «нужностью», т. е. человек оценивает  другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению  желаемого теряют дальнейший интерес  к нему и, более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания  личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли. В  жизни каждый из нас играет множество  ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому  продавцу, кассиру сберегательного  банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности  личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Светское общение. Общение  беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.

Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение - исторически первая форма общения  людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На его основе в более  поздние периоды развития цивилизации  возникли различные виды опосредованного  общения. Непосредственное общение  является наиболее полноценным видом  взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных специальных средств  и орудий (палка, след на земле и  т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных  средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором  информация передается лично одним  собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе».

Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано  с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие  совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

К особому виду общения  относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение - это множество  непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.). Массовое общение  может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших  социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой  и средствами массовой коммуникации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Информация о работе Понятие и сущность общения