Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:40, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы по данной теме;
Раскрыть содержание понятие «конфликт»;
Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;
Обозначить методы и цели управления и предотвращения конфликтов.
Введение
Общественная жизнь немыслима без столкновения
идей, жизненных позиций, целей, как отдельных
людей, так и малых и больших коллективов,
других сообществ. Постоянно возникают
расхождения и противоречия различных
сторон, нередко перерастающие в конфликты.
В результате исследования
производственных конфликтов
Важным является соответствующее
управление этим процессом, задачей
которого должно быть предупреждение
возникновения нежелательных, негативного
плана конфликтов, придание неизбежным
конфликтным ситуациям
Зачастую менеджерам приходится работать
с организациями, сталкивающимися с серьезными
трудностями при налаживании эффективного
общения, договариваться с людьми и группами,
имеющими несколько оснований для конфликта.
И здесь роль и задача менеджера заключается
в том, чтобы грамотно управлять конфликтами:
разрешать, ликвидировать конпродуктивные
конфликты и стимулировать, направлять
в нужное русло продуктивные конфликтные
ситуации. Однако тот или иной исход вмешательства
в конфликт зависит от личного опыта и
интуиции руководителя.
Если конфликт не под контролем, то он
может причинить вред организации. Обычный
конфликт может вызвать стресс, беспокойство,
неудовлетворенность высокую текучесть
кадров, невыходы на работу и низкую результативность
работы сотрудников.
Управление конфликтом представляет
собой сознательную деятельность по отношению
к нему, осуществляемую на всех этапах
его возникновения, развития и завершения
участниками конфликта или третьей стороной.
Важно не блокировать развитие противоречия,
а стремиться разрешить его неконфликтными
способами. Управление конфликтами включает
их предупреждение и конструктивное завершение.
Некомпетентное управление конфликтами
социально опасно.
Для грамотного
Учитывая, что большинство людей имеют
отрицательный опыт в конфликте, так как
в основном сталкиваются с длительным
и устойчиво-разрушительными последствиями,
профилактика и урегулирование деструктивных
форм конфликтов должна быть одной из
главных задача.
Правильное применение методов профилактики и урегулирования конфликтов будет способствовать установлению благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что в свою очередь скажется на устойчивой заинтересованности работников в высоком уровне результативности их труда, и в итоге на эффективность работы все организации.
Целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы по данной теме;
Раскрыть содержание понятие «конфликт»;
Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;
Обозначить методы
и цели управления и
Исходя из целей и задач
исследования, я использовала следующие
методы научного исследования: методы
направленные на теоретическое изучение
проблемы – изучение литературных
источников.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения, приложения и списка
используемой литературы.
В первой главе раскрываются содержание и понятия «конфликт», так же описаны структура, стадии развития, причины и последствия конфликтов.
Во второй главе
рассмотрены структурные и
1.Понятие конфликта,
его сущность
.
1.1. Природа конфликта в организации
Что же такое конфликт? Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
«Авторы, принадлежащие к
школе “человеческих отношений”
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже, не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.
Таким образом, «конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоречивых и несовместимых интересов» [3, С. 276].
1.2. Типы конфликта
Конфликт может быть функциональным
и вести к повышению эффективности организации.
Или он может быть дисфункциональным и
приводит к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности
организации. Роль конфликта, в основном,
зависит от того, насколько эффективно
им управляют. Чтобы управлять конфликтом,
необходимо понимать причины возникновения
конфликтной ситуации. Слишком уж часто
управляющие считают, что основной причиной
конфликта является столкновение личностей.
Однако последующий анализ показывает,
что “виноваты” другие факторы.
Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
1. Внутриличностный конфликт.
Данный тип конфликта «возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляют противоречивые требования» [3, С. 277].
Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже, заведующий может выказать недовольство тем, что продавец тратит много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия [6, c.73].
Ещё один пример внутриличностного конфликта: женщина- руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом [7, c.179].
2. Межличностный конфликт.
Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Чаще всего
это борьба руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования
Межличностный конфликт может
также проявляться и как
Мы нередко усматриваем
конфликты там, где их в действительности
нет, и, напротив, оцениваем порой
отношения с другими как
В разработанной ею схеме анализа межличностного
конфликта хорошо показано, что конфликт
может быть адекватно, или неадекватно,
или ложно понятым.
В первом случае (адекватность) это означает,
что конфликтная ситуация существует
объективно, т.е. стремление стороны А
к достижению некоторого желаемого для
нее состояния С объективно препятствует
достижению стороной В некоторого желаемого
для нее состояния Д. И наоборот. Причем
стороны справедливо полагают, что структура
их целей, интересов конфликтна, и правильно
ощущают существо реального конфликта,
т.е. дают адекватную трактовку происходящему.
Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.
В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.
3. Конфликт между личностью и группой.
Производственные группы
устанавливают нормы поведения
и выработки. Каждый должен
их соблюдать, чтобы быть
4. Межгрупповой конфликт.
«Каждая организация состоит из множества групп (формальных и неформальных), поэтому это, прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами» [3, С. 277] (рис.1, Межгрупповой конфликт). Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.