Понятие кризиса развития в психологической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии КРИЗИСЫ.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие  кризиса развития в психологической литературе.

 

  Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

   Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является  его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

Понятие  возрастных кризисов  связано с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.

Кризис развития – это один из основных  элементов механизма развития ребенка . Л . С . Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений , изменений и переломов в личности ребенка . Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития . Он возникает тогда , «когда внутренний ход детского развития завершил какой - то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным ... » .

Кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях . Сущностью каждого кризиса , отмечал он , является перестройка внутреннего переживания , определяющего отношение ребенка к среде , изменение потребностей и побуждений , движущих его поведением .  На это указывала и Л . И . Божович , согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка . Противоречия , составляющие суть кризиса , могут протекать в острой форме , порождая сильные эмоциональные переживания , нарушения в поведении детей , в их взаимоотношениях со взрослыми .

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому . Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего . Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами ( способами ) деятельности . Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов .

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания . Позднее был открыт кризис трех лет . Еще позднее был изучен кризис семи лет . Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом , ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и симптомы кризиса новорожденности.

 

Само понятие «новорожденный» таит в себе огромный смысл - новый и рожденный (др. слав. рож ( рожь) - жизнь ), то есть новая жизнь! Новый человек приходит в эту жизнь, и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни - рождением. Ему приходится отказаться от всего того, что у него есть - его привычного и комфортного мира, и мало того, еще и знакомство с другим, страшным и неизвестным, происходит через преодоление жутких трудностей и препятствий - процесса рождения. Для организма новорожденного, процесс рождения - это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией.

Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе матери. Его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

 

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется  от матери, что уже является  травмой, а в дополнение к этому  попадает в совершенно другие  условия (холод, воздушная среда, яркая  освещенность, необходимость смены  питания);

2) психологические. Отделяясь  от матери, ребенок перестает  ощущать ее тепло, что ведет  к появлению чувства незащищенности  и тревоги.

Основная задача ребенка – приспособиться к новой пока враждебной для него среде.

Переход от внутриутробной жизни к внеутробной — прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения. 
   После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Несколько хуже обстоит дело с механизмом приспособления к холоду. Единственный механизм, который работает это принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи. 
    Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания. Нет, ребенок должен научиться сосать. Это очень сложный механизм: ротовая полость действует как вакуумный всасывающий насос, губами обеспечивается попеременное уравнивание давлений и создание разницы в давлении. 
   Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации.

В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.

Такое существование ребенка имеет свои отчетливые симптомы. Большую часть своей жизни новорожденный ребенок проводит во сне (приблизительно 80 % в первые два месяца). Сон носит полифазный характер; нет его концентрации на ночь. Поэтому врачи рекомендуют строго соблюдать режим питания новорожденного, который создает периодичность сна, концентрацию его на ночь.

Многие психофизиологические исследования посвящены срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным вопрос о том, когда кончается период новорожденности .

 Существуют три точки  зрения. 
    1. Согласно рефлексологической, этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го -начало 2-го месяца).

2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой.

3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6—2,0 месяца).

Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта.

 Лицо взрослого вызывает  у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается.Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6—2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.

То, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.

 

Комплекс оживления. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что комплекс оживления — первый акт общения ребенка со взрослым (1974). И лишь затем (к 4 месяцам) у младенца возникает реакция на новое. Она выступает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и симптомы кризиса первого года жизни.

 

   Эмпирическое содержание  кризиса первого года жизни  связано с несколькими моментами.

     Первый - развитие  ходьбы. В конце первого - начале  второго года жизни о ребенке  нельзя уверенно сказать, ходящий  он или не ходящий, ходьба уже  есть или ее еще нет, что  составляет противоречивое диалектическое  единство. Главное в обретаемом  акте ходьбы, по Д.Б. Эльконину, - не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы": теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет свою мать, куда захочет. Ходьба поэтому - важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

    Второй момент  относится к речи, к появлению  первого слова. В конце первого  года жизни ребенка мы сталкиваемся  с двойственным моментом, когда  нельзя сказать, является ли он  говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально  окрашенную речь, понятную только  близким, действительно невозможно  сказать, есть у него речь или  нет, потому что у него нет  и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным  образованием, отмечающим границы  кризиса. Значение его то же: таким, где было единство, становится  двое - взрослый и ребенок (старая  ситуация распалась, и между ними  выросло новое содержание - предметная  деятельность).

   Третий момент  кризиса, по Л.С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка появляются первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя взрослому. Появление негативизма у детей этого возраста - совершенно нормальное явление. Ребенок начинает вести себя как независимое существо, сопротивляется самым простым требованиям и указаниям взрослого. Всем своим поведением ребенок обособляется от непосредственно-практической связности со взрослым, настаивает на своей независимости, демонстрирует негативизм, если блокируется его исследовательская инициатива, действия с предметами и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Понятие кризиса развития в психологической литературе