Понятие кризиса развития в психологической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии КРИЗИСЫ.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)
  1. Содержание и симптомы кризиса трех лет.

 

     Кризис раннего  детства или кризис трех лет  со стороны своих симптомов  или проявлений описан достаточно  обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Основные симптомы кризиса трех  лет.

     Негативизм - первый  симптом, которым характеризуется  наступление кризиса. При негативизме  все поведение ребенка идет  вразрез с тем, что ему предлагают  взрослые. При этом ребенок не  хочет чего-нибудь сделать только  потому, что это предложил кто-то  из взрослых, т.е. это реакция не  на содержание действия, а на  само предложение взрослых.

     Упрямство - второй  симптом кризиса трех лет. Упрямство  проявляется в том, что ребенок  настаивает на чем-либо не потому, что это ему этого сильно  хочется, а потому, что он это  потребовал. Мотивом упрямства является  принятое ребенком самостоятельное  решение - он так сказал, он этого  хочет.

      Строптивость  ребенка - третий симптом кризиса. Строптивость направлена против  норм воспитания, установленных  для ребенка, против существующего  образа жизни; она выражается  в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям  взрослых, проявляется в стремлении  настоять на собственном желании.

     Своеволие, своенравие - четвертый симптом кризиса трех  лет. Он заключается в тенденции  ребенка к самостоятельности: ребенок  все хочет делать сам. Он проявляет  нетерпимое отношение к опеке  взрослого, отказывается от его  помощи.

      Протест-буря - пятый симптом; все в поведении  ребенка начинает носить в  ряде отдельных проявлений протестующий  характер. Поведение ребенка приобретает  черты протеста, как будто он  находится в состоянии войны  с  окружающими, в постоянном конфликте  с ними.

     Обесценивание - шестой симптом кризиса; ребенок  старается обесценить игрушку, другие  предметы, взрослых и сверстников. В его лексиконе появляются  ругательные слова.

      Седьмой  симптом кризиса трех лет двойствен; в семье с единственным ребенком  встречается стремление к деспотизму - взрослые должны делать то, что  хочет ребенок. В семье с несколькими  детьми чаще встречается симптом  ревности к младшим или старшим  братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы составляют первый пояс симптоматической картины или семизведие кризиса трех лет.

 К другим - вторичным - проявлениям кризиса трех лет психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; хитрость и изворотливость и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и симптомы кризиса семи лет.

 

     К 6 годам начинается  формирование психологической готовности  к школьному обучению, и становление  ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в  поведении дошкольника свидетельствует  появление у детей дистанцирования от близких родных, эмансипация ребенка от семейных ритуалов и стереотипов. В отношениях с родными и близкими ребенок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Детям не нравится, когда взрослые целуют их, ласкают, особенно на глазах других ("я уже не маленький"). При этом ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, внутренне тождествен с ними, но не стремится показывать это вовне.

     Предпосылки  перехода ребенка на следующий  возрастной этап во многом  связывают с психологической  готовностью ребенка к школе. К концу дошкольного возраста  складывается целая система противоречий. Например, это противоречие между  возросшими интеллектуальными возможностями  ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетворения. При  этом интеллектуальная сфера  ребенка уже не только в  определенной мере готова к  систематическому обучению, но и  требует его. Это противоречие  распространяется и на сферу  личности. Так в это время ребенок  стремится к самоутверждению  в таких видах деятельности, которые  уже подлежат общественной оценке  и охватывают сферы жизни, раньше  недоступные ребенку.

Кризис семи лет – это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Переходный период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами - не может сдерживать, но и не умеет управлять ими. Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально-приемлемые рамки». Он выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или анархический. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: визиты к врачу, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых.

Л.С. Выготский  видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний. Только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого. За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и со сверстниками становится произвольным.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника.

Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:

1) Переживания приобретают  смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому  у ребенка возникают новые  отношения к себе, которые были  невозможны до обобщения переживаний.

2) К кризису семи лет  впервые возникает обобщение  переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребенка школьного  возраста возникает обобщение  чувств, т.е., если с ним много  раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное  образование, характер которого  так же относится к единичному  переживанию или аффекту, как  понятие относится к единичному  восприятию или воспоминанию.

   Кризис может протекать по-разному , в зависимости от готовности ребенка к новому виду деятельности и времени перехода к ней.

 Во-первых негативная симптоматика может возникать при готовности ребенка к учебной деятельности и отсутствии перехода к ней. Во-вторых, кризис может проявиться в случае перехода к учебной деятельности и неготовности ребенка перейти к ней. Таким, образом, можно выделить два типа кризиса 7 лет.

Основные фазы первого типа кризиса:

1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план ввиду сформированности предпосылок следующей фазы развития. Причины своей неудовлетворенности «чистой» игрой ребенок осознает не сразу. Он пытается модифицировать игру, приспособить ее к решению новых задач, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. Через общение со взрослыми и старшими детьми, через направленную подготовку к школе в семье и дошкольном учреждении у ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником.

2. Собственно критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальный переход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться в рамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и, как следствие этого, в его поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

3. Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит в школу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям и возможностям. Постепенно восстанавливается внутренний комфорт, и в поведении исчезает негативная симптоматика.

Течение переходного периода у первоклассников (второй тип) имеет существенные различия. Содержание указанных фаз переходного периода в этом случае состоит в следующем.

В 1 фазе ребенок вполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формирования предпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре. В процессе одинаковой для всех детей этого возраста подготовки к школе у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе и осознание себя готовым к ней, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

Во 2 фазе, когда ребенок приходит в 1 класс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжает тянуться к игре. В этих условиях, а также начиная сравнивать себя с другими детьми, ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Как следствие этого появляется негативная симптоматика в поведении, направленная не только на родителей, но и на педагога.

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ

 

Причина негативных реакций ребенка - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.

Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.

Если часты скандалы - отдохните друг от друга.

Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))

Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»).

Информация о работе Понятие кризиса развития в психологической литературе