Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, реферат
Целью курсовой работы является исследование понятия личности в психологии и праве.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть становление понятие личность в рамках психологии;
– проанализировать основные направления в изучении личности в рамках психологической науки;
– изучить различные взгляды на личность в рамках юридической науки;
– рассмотреть правовой статус личности.
Введение 3
Глава 1 Понятие личности в психологии. 5
1.1 Становление понятия "личность" в психологии 5
1.2 Основные направления в изучении развития личности 11
Глава 2 Понимание личности в юридической науке 17
2.1 Понятие "личность" в праве 17
2.2 Методы изучения личности в юридической психологии 23
Заключение 27
Список литературы 28
В целом, все теории развития личности можно разделить на две большие группы. Отличительной особенностью первой является взгляд на развитие как на целостный и неделимый на этапы и периоды процесс (Г. Олпорт, Р. Кэттелл, К. Роджерс). Представители данного направления считают, что процесс развития характеризует постоянно изменяющуюся личность (становление, по Олпорту и Роджерсу), и поскольку личность уникальна и неповторима, то выделить общие этапы для всех людей невозможно. Речь может идти лишь о биологических периодах, личностные же характеристики и черты целостны, а их изменение не связано с возрастными изменениями.
З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев являются представителями второго направления, понимая под развитием процесс, в котором происходит постоянное чередование, смена определенных периодов.
Таким образом, в первом подходе речь идет скорее о количественных изменениях, происходящих во времени в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. В рамках второго направления рассматриваются качественные преобразования и новообразования в поведении, психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии.
Долгое время в нашей
отечественной науке
В свою очередь, Л. И. Божович выделяет в развитии личности у детей следующие критерии: во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий – способность к сознательному руководству собственным поведением.
В. С. Мерлин отмечает, что следует разграничивать развитие и формирование, это связано с различным влиянием основных – генетического и средового – факторов на те или иные уровни индивидуальности. Развитие непосредственно и в большей степени обусловлено генетически, в то время как формирование связано решающим образом с влиянием социальных условий. Сегодня, считает А. А. Реан, гуманистическая психология в противовес идее формирования личности выдвигает прежде всего идею свободного развития личности, наиболее полной самоактуализации (концепции Маслоу, Роджерса, Фромма), выражающейся, допустим, в осуществлении индивидуальных смыслов личности (Франкл), а также создания "помогающих отношений" (Роджерс) для достижения этих целей. Формирование же изначально предполагает своего рода давление со стороны, что полностью противоречит вышесказанному. Поэтому считаем более корректным использование понятия "развитие личности".
Нам присущи разные, в том числе и негативные, влечения, импульсы. Но важно понимать, что свобода человека как личности выражается, в частности, и в достаточно высокой его свободе относительно собственных влечений. "Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им", – писал В. Франкл.
В зарубежных концепциях процесс развития личности рассмотрен по-разному. Но в большинстве направлений основным становится вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в данном вопросе.
Психоаналитическая теория рассматривает развитие личности как приспособление или адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, как стремление к снижению напряжения, выработку защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Известна теория З. Фрейда, в которой рассматриваются пять психосексуальных стадий развития личности человека, основной особенностью ее является представление о том, что оно протекает в детском и подростковом возрасте, а остальное время личность лишь переживает то, что получила в этот важнейший для нее период жизни.
В популярной концепции Э. Эриксона процесс развития личности, напротив, протекает в течение всей жизни человека. Он попытался показать влияние культуры на развитие личности, это положение и стало центральным в созданной им теории личности. Те восемь стадий, через которые проходит человек в течение жизни, являются универсальными для всего человечества. Интересно, что в данном направлении понимания развития зрелость личности может соотноситься с определенным периодом, где достижение того или иного качества является определяющим.
Теория социального научения (Дж. Роттер, А. Бандура) рассматривает процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
Интересна позиция польского психолога К. Обуховского, менее широко представленная в литературе, им выделяются четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они должны выполняться вместе.
Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.
Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.
Ощущение удовлетворенности
жизнью: удовлетворение это общий
положительный фон, на котором мы
рассматриваем нашу жизнь, что не
исключает отрицательных
Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.
Гуманистические, феноменологические, экзистенциальные теории трактуют процесс развития личности прежде всего как стремление к самоактуализации, как процесс становления Я.
Глава 2. Понимание личности в юридической науке
2.1 Понятие личность в праве
В юридической науке
На этом основании термин "личность" может вообще не употребляться при характеристике прав и свобод. Так, конституционные акты США и Великобритании оперируют термином "лицо". Конституции Италии, ФРГ и Испании права и свободы равным образом относят к личности, человеку, гражданину. В ряде актов личность и человек неявно дифференцированы. Во Всеобщей декларации прав человека, Конституциях Греции и Испании говорится о "человеческой личности". Согласно ст. 13 Конституции Японии, все люди должны уважаться как личности. Тем самым предполагается несовпадение человека и его личности.
Такое несовпадение является известным фактом права. Servis non habet personam – раб не имеет личности. Но раб остается человеком, имеющим индивидуально определенную совокупность социально значимых свойств человека, проявляющуюся в отношениях между людьми. Следовательно, раб имеет личность? Как мы видим, в теоретической конструкции возникает антиномия – понятие личности противоречие исторически известному закону. По закону раб не имеет личности; согласно же современным теоретическим воззрениям, он ее имеет.
История права и традиция юридической науки однозначно решают эту проблему в пользу признания понятия личности одной из основополагающих категорий права. Определяющей в этом отношении является практика гражданского права. Характеризуя значение гражданского права для обоснования понятия личности, известный русский цивилист И.А. Покровский писал: "Гражданское право исконно и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения. Здесь впервые зародилось представление о человеке как субъекте прав, т. е. представление о личности как о чем-то юридически самостоятельном и независимом даже по отношению к государству и его властям. Раз за человеком признано то или другое субъективное право, он уже занимает определенную позицию по отношению к этим последним, он уже чего-то может требовать от них, он уже известная волевая единица, а не безгласная особь кем-то пасомого стада".
И.А. Покровский был убежден в том, что в системе любого правопорядка не обойтись без признания человека юридической личностью, субъектом прав. Он полагал, что, не будучи юридической личностью, т.е. субъектом прав, и не обладая субъективными правами, личность физическая, т.е. индивид, никогда не мог бы явиться господином своих сил и способностей, никогда не мог бы стать субъектом прогресса.
Персоналистическая ориентация в праве выражается двояко. Прежде всего, личность признается важнейшей, но внешней для права ценностью. Так, например, Н.С. Малеин декларирует: "Закон существует для личности, но не она для закона". И поясняет: "Уважение к личности выражается в признании ее единственной ценностью первичного порядка, относительно которой определяются все иные вторичные ценности, включая право". Е.А. Лукашева пишет о личностной ценности права – его гуманистической ориентации, способности обеспечивать интересы и цели личности, ее творческое развитие и социальную активность.
Следует заметить, что такого
рода "личностную ценность" может
при данном подходе иметь не только
право, но и экономика, политика и
др. Признание личности исключительно
внешней ценностью для права,
ценностью более важной, нежели Бог,
общество или государство существенно
не меняет внутренней структуры правы,
его объективной конструкции, в
которой путем простой
Наряду с внешним, формальным персонализмом представляется возможным выделить внутренний, содержательный персонализм как особую аксиологическую ориентацию в юридической науке. В этом случае многие правовые явления становится возможным рассматривать как отдельные аспекты или стороны жизнедеятельности личности.
В советской литературе о существенной взаимосвязи права и личности писал Л.С. Явич: "Поскольку нас интересует проблема связи личности и права, то уместно подчеркнуть не только роль права по отношению к становлению и совершенствованию личности, но также и то, что само право тесно связано с процессом развития личности. Если личность нельзя себе представить все социального общения и обособления, если одним из ее социальных свойств является стремление к творческой самодеятельности, к свободе решения и действия при упорядоченных отношениях, то нельзя на определенном уровне и в соответствующем социальном срезе рассматривать личность в качестве совокупности правовых отношений?".
Последовательно проведенная персоналистическая ориентация в юридической науке позволяет не только охарактеризовать ценность личности для права, но и признать личность правовой ценностью, т. е. явлением по сути своим правовым. Если на определенном уровне и в соответствующем социальном разрезе представляется возможным рассматривать личность в качестве совокупности правовых отношений, то и сущность личности следует определять через совокупность правовых отношений. Личность тогда не есть категория психологии, социологии или философии. Личность есть базисная категория права, воспринятая из права и функционирующая в качестве инструментального понятия в других формах общественного сознания. Суть юридического персонализма состоит не только в личностном понимании права, но и в юридическом понимании личности.
В юридической науке