Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование понятия личности в психологии и праве.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть становление понятие личность в рамках психологии;
– проанализировать основные направления в изучении личности в рамках психологической науки;
– изучить различные взгляды на личность в рамках юридической науки;
– рассмотреть правовой статус личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие личности в психологии. 5
1.1 Становление понятия "личность" в психологии 5
1.2 Основные направления в изучении развития личности 11
Глава 2 Понимание личности в юридической науке 17
2.1 Понятие "личность" в праве 17
2.2 Методы изучения личности в юридической психологии 23
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

понятие личности в психологии и правовой науке.docx

— 40.65 Кб (Скачать файл)

Основным признаком личности в юриспруденции считается свобода. Рационалистическое представление  о разуме как достаточном основании  прав и свобод личности трансформируемо  в понятие о личности как индивидуальном разуме, подлежащим ведению психологии. Рационалистическая психологизация личности эхом отражается в правовой теории. Если личность – это разум, содержащий понятия, то юридическая личность – не более чем понятие, т. е. фикция. Так в цивилистической литературе XIX века возникла теория фиктивности юридических лиц, которой, в свою очередь, оппонировала теория реальности юридических лиц.

Бесспорно, юридическое лицо не может быть абсолютной фикцией. Для  существования личности достаточно наличия имени. Собственное личное имя есть минимум индивидуальности, необходимый для выделения личности. Поскольку юридическое лицо располагает  хотя бы именем, то это лицо физически  реально. В этом смысле можно сказать, что всякое юридическое лицо имеет физическое лицо, и без этого лица не существует. Так, в норме физическое лицо государства как юридического лица представлено такими его элементами как территория и народ.

Дифференциация и неразрывная  взаимосвязь в составе отдельной  человеческой личности ее физического  и юридического лица было исторически  значимо. "Если в древние времена возможно было распоряжение самой юридической личностью, возможны были самопродажа и самозаклад человека, – писал И.А. Покровский, – то в настоящее время такие распоряжения невозможны: юридическое качество субъекта прав неотделимо от физического бытия человеческой личности". Указываемая И.А. Покровским неотделимость все же относительна. Динамика физических параметров личности в определенных границах необходимо ведет к изменению конфигурации ее юридической составляющей. И, наоборот, когда, например, гражданская смерть лица может предварять его физическую смерть.

Учение о двойственном характере личности, содержащей в  качестве своих сторон физическое и  юридическое лица, имеет важное значение для юридической науки. Анализ заключенного в личности противоречия позволяет сделать выводы, методологически эквивалентные учению К. Маркса о двойственном характере труда, о противоречивом единстве стоимости и потребительной стоимости в составе товара. Личность, таким образом, может быть интерпретирована (по аналогии с товаром) в качестве простейшей и элементарной формы правовой жизни общества.

2.2 Методы изучения  личности в юридической психологии

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования  преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде. Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в  процессе общения с субъектом  получить необходимую информацию о  нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налажиания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно  к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом  ее начале. Лучше, если они 58 возникнут  естественно как следствие разговора  на более нейтральные по своему содержанию темы. Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия – включенное и невключенное (со стороны) наблюдение. Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь  использует информацию и от опосредованного  наблюдения. Сопоставление результатов  непосредственного и опосредованного  наблюдения за поведением тех или  иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию. В ходе наблюдения юрист  может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так  называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с "ошибками усреднения", с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления. В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX–XX вв. Он состоит в том, что исследователь  одно- временно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер. Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности.

Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется  при изучении личности разыскиваемых  преступников. Например, по результатам  преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности  содеянного, но и об определенных характерологических  особенностях личности, интеллекте, психическом  состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления. В последние  годы в качестве разновидности данного  метода стал применяться метод составления  психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в 60себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки. Весьма эффективным методом изучения личности является судебно-психологическая экспертиза.

Заключение

Личность является очень  важным понятием, как в психологии, так и в праве. В настоящее  время в психологии личности происходят значительное накопление эмпирических данных и разработка методик исследования личности. Формулирование ряда теоретических  положений, о которых говорилось выше, пока еще не привело к удовлетворительному  знанию о личности человека.

Большинство психологов, имеющих  достаточный опыт работы в этой области, все более осознают необходимость  перехода от разработки частных, хотя и важных вопросов в области психологии личности к созданию более широких  теоретических обобщений.

В юридической науке личность приобрела устойчивые права с  появлением категории прав человека. Личность – это устойчивая система  социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена  общества. Характер взаимоотношений  государства и личности является важнейшим показателем состояния  общества в целом, перспектив его  развития. Устойчивая связь личности и государства выражается в институте  гражданства (подданства). Эта связь  выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие  взаимных прав и обязанностей личности и государства. Государство не может  искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение  делает права фикцией, а ограничение  ведет к размыванию основ ее правового  статуса. Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуются институтом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на права человека и  права гражданина, что является во многом итогом компромисса юридического позитивизма и естественно-правовой теории. Государства, которые признают это деление, исходят из посылки, что неотъемлемые права должны быть признаны и закреплены на уровне законодательства. Отношения личности и государства  отражают права гражданина, которые нуждаются в гарантиях их осуществления со стороны государства.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря

2. 1993 г. // Российская газета, N 7, 21.01.2009

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб. для вузов/ М.Н. Еникеев.- М.: ИНФРА-М., 2010

4. Зейгарник Б.В. Теории  личности в зарубежной психологии  -М., Издательство Московского университета, 1982

5. Кедров Б.М. Классификация  наук. М.: Лениздат, 1965. Т. 2, с. 218

6. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010

7. Мееровский Б. В. Гоббс – М.: Эксмо, 2006

8. Немов Р.С. Психология. М.: Просвящение, 2010. Кн.1

9. Общая психология. Под  ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо-Пресс, 2006

10. Петровский А.В.Ярошевский М.Г Основы теоретической психологии – М.: Эксмо, 2009

11. Романов В.В. Юридическая  психология - М.: Юристъ, 2008

12. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2008.

13. Чуфаровский Ю.В.Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Право и Закон, 2009.

14. Явич Л. С. Общая теория права – Л.:Издательство ленинградского университета, 1976

15. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

16. Тюгашев Евгений Александрович Юридическое понятие личности // Государство, право, образование: Сб. науч. тр. Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2003. С. 201–210.


Информация о работе Понятие личности