Понятие личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:53, реферат

Краткое описание

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,
затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впослед-
ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности
человека издавна интересовала философов.

Содержание

Введение Стр. 3
Глава 1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Стр. 6
1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности Стр. 16
1.1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности Стр.16
1.1.2. Структура личности Стр.18
1.1.3. Направленность личности Стр. 21
Глава 2. Развитие психологии личности в России Стр.24
Заключение. Стр.26
Список использованной литературы. Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

психология 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь то, что внешне выглядит как  прямой акт предметной деятель-

ности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим  звеном для личности является уже  не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельнос

ти, выступающая как  бы преломляющим устройством, через которое он может

воспринять, понять, почувствовать  объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект –объект - субъектных и  субъект- субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и 

особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических 

особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других

людей. Индивидуальность проявляется  в чертах характера, темперамента, при-

вычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в 

способностях, индивидуальном стиле  деятельности. Подобно тому,  как  понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в

свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальнос

ти не представлены в системе  межличностных отношений, они оказываются  несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для

развития подобно тому как в  качестве личностных выступают лишь индивидуа

льные черты, в наибольшей степени  «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до

известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в

системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный чело

век как личность.

Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Рубинштейн С.Л. считал, что все  психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают

в личности, и каждый из них в  своём реальном протекании зависит  от неё.

Зависимость психических процессов  от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются  в самом содержании воспринимаемого,

запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере  запо-

минания и забывания.   

Зависимость психических процессов  от личности выражается, во-вторых, в  том 

что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от обще-

го развития личности.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выра-

жается, в третьих, в том, что  у человека они не остаются только процессами, со-

вершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она

направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.   [22]             Ковалёв А.Г. определил понятие  личность как сложное, многогранное явление 

общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и

деятель общественного развития –с другой.   [6]                                                  

Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как об-

щественного  явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект

исследования. Так, исторический материализм  главным образом исследует лич-

ность в составе масс, классов  и общества в целом как деятеля  общественного развития.

Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его  структуре и закономерностях  формирования и развития. Личностью  признавался только выдающийся человек  как отдельная особь, действующая  по

своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому

представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.

Богатство человека продукт общественного  производства.

Общество формирует личность в  интересах сохранения и развития общества.

Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное су-

щество, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ  жизни:

смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу

или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от обществен-

ного положения человека, но и  от уровня осознания им объективных  закономер

ностей и потребностей общественного  развития.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с  точки зрения  проблемы соотношения 

биологического и социального в человеке.  [1]                                               

Таким образом исходя   из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного  принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в

совокупности общественных по своей  природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими 

индивидами (А.В.Петровский), в общении  с другими людьми (М.И.Лисина).

Итак, исходное понимание личности предполагает специфику последней как

порождаемую  (а в нашем понимании - реализуемую) включённостью  челове-

ка в общественные отношения, в  систему взаимоотношений людей.                   Личность по У.Джеймсу, возникает как  взаимодействие инстинктивных и при-

вычных граней сознания, а также  личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё 

остальное – это реорганизация  основных строительных блоков, предоставлен-

ных природой и утоньшенных эволюцией.   [20]                                                   Г.У.Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление».     [12]                                                  Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.   Термин «психофизические» он использовал чтобы показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структу-

ру, как личность, включены детерминирующие  тенденции, во многом определя-

ющие индивидуальное поведение.

В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места  в механистической схеме «с  - р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К.Левина

А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность,

которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.      [16] 

Американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком  смысле – есть общий итог того, что  человек может назвать своим, т.е. не только

собственное тело и собственные  психические силы, но и принадлежащие  ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт.

Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части  собственности рассматривается  как 

умаление достоинств самой личности. При потере накопленного золота, при потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто… Через это мы сразу отождествляемся с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей,

и морями, и людьми, наслаждаясь  тем, что может дать богатство  и власть». 

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая  индивидуа-

льность, живущая в обществе и  испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности являются источниками её неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываются

разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание 

личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умале-

ния значения сексуальности в жизни  человека, признания положительной  роли

культуры (Хорни) и общественных условий  в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе

личности.  Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это 

власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким  образом, фрейдизм и неофрейдизм  остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа-с помощью психоанализа.  [6]

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознатель

ное и коллективное бессознательное.

Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет

человеку чувствовать свою целостность  и осознавать свою идентичность. 

Личное бессознательное – это  структура, включающая в себя, как  и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям

Юнга в личное бессознательное  входят также и комплексы (например, материн-

ский комплекс, комплекс власти и  др.). При этом комплекс может захватить  контроль над личностью и управлять её поведением.

Коллективное бессознательное  – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими  моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

Юнг впервые предложил две психологические  установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.У каждого человека присутствуют обе

установки, но одна из них является доминирующей. 

Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции многих внутриличностных функций и  тенденций. В своей конечной реализации

процесс индивидуации предполагает выведение  архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализа-

ция, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко-

образованным и высоконравственным.

   При развитии личности  реализуются: 

Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта.

Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость  от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим.

Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно – следственными отношениями.

Принцип наследования, по Юнгу, заключается  в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в 

Форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве  поколений.

Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперёд, в сторону усовершенствования.

Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер.    [2]  

 

1.1индивидуальные проявления и  особенности личности

      1. основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

В истории науки были перебраны  практически все возможные формально  – логические связи между понятиями  психическое, социальное, биологическое.

Психическое развитие трактовалось как  полностью спонтанный процесс, неза-

висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их  

параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью  детер-

менируемое своими внутренними  законами. Вопрос о биологическом  и социальном для этих концепций  просто не существует: человеческому  организ-

Информация о работе Понятие личности в психологии