Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:12, реферат
Ученые, при разработке нашей
проблемы пользуются всем комплексом
криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или изучение
отдельного преступника).
и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для
совершения преступлений ситуации они активно создают сами.
-десоциализированные опасные
преступники (пассивные асоциальные) - лица, "выпавшие" из системы
нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто
бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них
алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и
как бы "плывут по течению". Ситуацию для совершения корыстных правонарушений
сами обычно не создают, а используют складывающиеся. Как и особо опасные
преступники, представители этого типа устойчивы в своих установках и
противоправном поведении;
-неустойчивые преступники - лица, совершающие
преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок
и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп
отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого
и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в
которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности
законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого
типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения
и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные
преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую
сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от
противоправных действий;
- ситуативные преступники -
лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении
незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих
ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации
имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей,
из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного
нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К
числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а
также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных
обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.
Разумеется, эта типология,
как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник
может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно
также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.
Определение основных
направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и
объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих в ходе профилактики и борьбы с
преступностью.
Для успешной профилактики преступлений необходимо
знать все те индивидуальные особенности,
в первую очередь мотивы, которые
могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать
объектом особого внимания. В этой сфере деятельности может возникнуть
необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно
предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать
знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем
возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и
проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь
в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей -
успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и
т.д.).
Объем сведений о конкретном
человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от
чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами,
информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о
личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с
самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его
поведением, материалов уголовного дела и т.д.
Как для общей, так и для
индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся
в местных ОВД и ФСБ учеты.
Эти и другие материалы
(личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут
использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в
планировании и осуществлении профилактики правонарушений среди личного состава
Вашего подразделения или обслуживаемого участка в целом. В процессе же
аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый
год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные
тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.
5. Заключение.
В заключении этой работы,
мне бы хотелось еще выделить особое место в собирании информации о личности
правонарушителя - беседе с ними, теми, кто представляет оперативный интерес.
Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить
значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее
продумана и построена по определенному плану. Более того, оперативному
работнику необходимо овладеть психолого-педагогическими основами проведения
бесед, знать их основные принципы, формы и приемы. Этого нельзя достичь только
на основании собственного опыта, а нужно изучать соответствующую литературу.
Поскольку речь идет об
изучении личности, нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути
данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его
потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни,
которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью
которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов
(или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут
как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда
требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста
психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности -
психиатра.
Мы рассмотрели наиболее
важные теоретические проблемы, не вопросы, а именно проблемы, возникающие при
изучении личности правонарушителя. Значение изучения этих проблем очевидно:
преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным
антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение,
раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения
преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует
преступника как индивида, как личность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Аванесов
Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М.; Академия МВД, СССР,1980г.
2.
Андреенкова
В.П. Проблемы социализации личности\\
Социальные исследования. - М; Наука,1970г.
3.
Механизмы
преступного поведения \\ Под редакцией В.Н. Кудрявцева. -М;Наука 1981г.
4.
Социальные
отклонения \\ Под редакцией В.Н. Кудрявцева. - М; Юридическая литература,1989г.
5.
Яковлев
А.М. Преступность и социальная психология,- М; Юридическая литература,1971г.
6.
Стручков
Н.А. Криминология и проблема личности преступника \\ Теоретические проблемы
учения о личности преступника. М.,1979г.
7.
Ратинов
А.Р. Психология личности преступника \\ Личность преступника как объект
психологического исследования.- М.1979г.
8.
Асмолов
А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М; Изд-во Московского университета,1984г.
9.
Антонян
Ю.М.,Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии.- М;Наука 1987г.