Понятие личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:12, реферат

Краткое описание

Ученые, при разработке нашей
проблемы пользуются всем комплексом
криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или изучение
отдельного преступника).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 192.63 Кб (Скачать файл)

и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для

совершения преступлений ситуации они активно создают сами.

-десоциализированные опасные

преступники (пассивные асоциальные) - лица, "выпавшие" из системы

нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто

бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них

алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и

как бы "плывут по течению". Ситуацию для совершения корыстных правонарушений

сами обычно не создают, а используют складывающиеся. Как и особо опасные

преступники, представители этого типа устойчивы в своих установках и

противоправном поведении;

-неустойчивые преступники - лица, совершающие

преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок

и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп

отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого

и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в

которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности

законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого

типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения

и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные

преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую

сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от

противоправных действий;

- ситуативные преступники -

лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении

незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих

ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации

имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей,

из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного

нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К

числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а

также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных

обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.

Разумеется, эта типология,

как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник

может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно

также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.

Определение основных

направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и

объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач,  возникающих в ходе профилактики и борьбы с

преступностью.

Для успешной профилактики преступлений необходимо

знать все те индивидуальные особенности,

в первую очередь мотивы, которые

могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать

объектом особого внимания. В этой сфере деятельности может возникнуть

необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно

предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать

знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем

возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и

проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь

в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей -

успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и

т.д.).

Объем сведений о конкретном

человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от

чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами,

информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о

личности можно получить различными путями: из материалов  оперативно-розыскного характера, бесед с

самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его

поведением, материалов уголовного дела и т.д.

Как для общей, так и для

индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся

в местных ОВД и ФСБ учеты.

Эти и другие материалы

(личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут

использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в

планировании и осуществлении профилактики правонарушений среди личного состава

Вашего подразделения или обслуживаемого участка в целом. В процессе же

аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый

год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные

тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.

                        

                                

5.  Заключение.

В заключении этой работы,

мне бы хотелось еще выделить особое место в собирании информации о личности

правонарушителя - беседе с ними, теми, кто представляет оперативный интерес.

Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить

значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее

продумана и построена по определенному плану. Более того, оперативному

работнику необходимо овладеть психолого-педагогическими основами проведения

бесед, знать их основные принципы, формы и приемы. Этого нельзя достичь только

на основании собственного опыта, а нужно изучать соответствующую литературу.

Поскольку речь идет об

изучении личности, нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути

данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его

потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни,

которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью

которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов

(или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут

как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда

требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста

психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности -

психиатра.

Мы рассмотрели наиболее

важные теоретические проблемы, не вопросы, а именно проблемы, возникающие при

изучении личности правонарушителя. Значение изучения этих проблем очевидно:

преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным

антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение,

раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения

преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует

преступника как индивида, как личность.

                 

               СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.

Аванесов

Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М.; Академия МВД, СССР,1980г.

2.

Андреенкова

В.П. Проблемы социализации  личности\\

Социальные исследования. - М; Наука,1970г.

3.

Механизмы

преступного поведения \\ Под редакцией В.Н. Кудрявцева. -М;Наука 1981г.

4.

Социальные

отклонения \\ Под редакцией В.Н. Кудрявцева. - М; Юридическая литература,1989г.

5.

Яковлев

А.М. Преступность и социальная психология,- М; Юридическая литература,1971г.

6.

Стручков

Н.А. Криминология и проблема личности преступника \\ Теоретические проблемы

учения о личности преступника. М.,1979г.

7.

Ратинов

А.Р. Психология личности преступника \\ Личность преступника как объект

психологического исследования.- М.1979г.

8.

Асмолов

А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М; Изд-во  Московского университета,1984г.

9.

Антонян

Ю.М.,Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии.- М;Наука 1987г.


Информация о работе Понятие личности преступника