Понятие личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть структуру личности, описав различные подходы в ее исследовании.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- обратится к понятию «личность»; выделить аспекты научного исследования;
- рассмотреть структуру личности в рамках психоанализа и теории «личностных черт»;
- представить теоретические основы развития, социализации и воспитания личности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности 4
2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг) о структуре личности.
Теории «личностных черт» 8
3. Развитие, социализация и воспитание личности 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педогогика.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Психологи черт личности полагают, что  индивидуальные оценки человека по параметрам вышеприведенной Большой Пятерки  остаются стабильными после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет  некоторым психологам утверждать, что, подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, видимо, имеют свою точку полной зрелости, развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни. По последним оценкам психологов, сторонников теории личностных черт, общая доля генетического фактора в чертах личности составляет где-то порядка 40%. Другими словами, около 40% индивидуальных различий в чертах личности объясняется наследственностью. Генетическое влияние отнюдь не означает зафиксированность черты личности раз и навсегда - она может изменяться под влиянием среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие, социализация  и воспитание личности

 

Одной из сложных и ключевых проблем  является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место  три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления  считают, что хотя человек рождается  как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления  считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а  направленность, интересы, способности  личности формируются как явления  социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука  рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое  неотделимо от социального. Изменения  в биологии личности сказываются  не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым  организмом. Отношения социального  и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно  сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании  сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный  процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

Эта сложность обусловливается  противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между  новым и старым, которые возникают  и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность - система социально значимых качеств индивида.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное  образование, совокупность социально  значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека.

Исследование структуры личности происходит в рамках психоанализа, теории «личностных черт».

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место  три основных направления:

- биологическое (поведение человека  объясняют действием присущих  ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов);

- социологическое (в процессе  своей жизни личность постепенно  социализируется благодаря влиянию  на него социальных групп);

- биосоциальное (психические процессы: ощущение, восприятие, мышление - имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009.

2. Гинецинский В.И. Курс общей  психологии. - СПб.: Издательство Санкт-  Петербургского университета, 2008.

3. Гуревич П. С. Психология  личности. – М.: Юнити-Дана, 2011.

4. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособия.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2008.

5. Луковцева А. К. Психология  и педагогика. – СПб.: КДУ, 2008.

6. Маклаков А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010.

7. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 2010.

8. Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011.

9. Сластенин В., Исаев И. Педагогика. – М.: Академия, 2009.

10. Столяренко А. М. Психология и педагогика. – М.: Юнити-Дата, 2010.


Информация о работе Понятие личность