Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:54, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.
Объект исследования – мышление, предмет – мыслительные и познавательные процессы.
Задачи:
- описать природу мыслительного процесса;
- рассмотреть основные операции и фазы мышления;
- рассмотреть основные виды и уровни мышления;
- описать индивидуальные особенности мышления.
В
развернутом мыслительном
Начальная
фаза – более или менее отчетливое
осознание проблемной ситуации. Осознание
проблемной ситуации может начаться
с чувства удивления, вызванного
ситуацией, произведшей впечатление
необычайности. Удивление может
быть порождено неожиданной неудачей
привычного действия или способа
поведения. Проблемная ситуация может
возникнуть сначала в действенном
плане. Данные затруднения в плане
действий начинает сигнализировать
о наличии проблемной ситуации, а
удивление дает эту ситуацию почувствовать.
И еще необходимо осмыслить проблему
как таковую, что требует работы
мысли. Но не надо представлять что
мыслительный процесс начинается с
того момента как установлена
ситуация. Сама постановка проблемы это
уже акт мышления, который в
свою очередь требует мыслительной
работы. В процессе мышления все
моменты находятся в
Решение
задачи – следующая фаза мыслительного
процесса. Оно совершается множеством
разнообразных способов, в зависимости
от характера самой задачи. Самыми
простейшими являются задачи, для
решения которых все данные заключены
в наглядном содержании самой
проблемной ситуации. Для их решения
требуется просто соотнести по -
новому наглядные данные и переосмыслить
ситуацию. Решение задач, на которые
направлены процессы мышления, требуют
теоретических знаний, обобщенное содержание
которых уже выходит за пределы
наглядных ситуаций. Первым шагом
мысли при этом будет отнесение,
причем приблизительное, возникающего
вопроса к некоторой области
знаний. Внутри первоначально намеченной
сферы совершаются дальнейшие мыслительные
операции, дифференцирующие те знания,
с которыми соотносится данная проблема.
Решение или попытка разрешения
задачи предполагает привлечение тех
или иных положений из имеющихся
знаний в качестве методов или
средств ее разрешения. Иногда они
выступают в виде правил, и решение
задачи совершается с помощью
них же. Использование правила
влечет за собой две различные
мыслительные операции. Наиболее трудная
из них заключается в том, чтобы
определить, какое правило должно
быть привлечено, другая же применение
выбранного правила к частным
условиям конкретной задачи. Решение
очень сложной проблемы, которая
впервые возникает в уме, обычно
намечается в результате учета и
сопоставления части условий. Они
берутся в качестве исходных частей.
Возникает вопрос о расхождении
намечающегося решения и
Завершающая
фаза – окончательное суждение в
пределах данного мыслительного
процесса, фиксирующее достигнутое
в нем решение проблемы. Затем
результат мыслительной работы переходит
в непосредственную практику. Практика
подвергает мысль решающему испытанию
и ставит новые задачи – развития,
уточнения, исправления или изменения
первоначально принятого
3. Основные уровни и виды мышления
3.1 Обзор и описание различных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.
Различным
может быть их познавательное значение.
Неравноценны в познавательном отношении
элементарный мыслительный акт, посредством
которого ребенок разрешает встающие
перед ним затруднения. И системы
мыслительных операций, посредством
которых ученый может разрешить
научную проблему о закономерности
протекания каких либо сложных процессов.
Можно различать разные уровни мысли
в зависимости от того, насколько
высок уровень ее обобщений, насколько
глубоко вместе с тем она переходит
от явления к сущности, от одного
определения сущности к все более
глубокому ее определению. Таким
разными уровнями мышления являются
наглядное мышления в его элементарных
формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Теоретическое мышление, раскрывающее
закономерности своего предмета, является
высоким уровнем мышления. Теоретическое
мышление направлено на познание наиболее
общих законов и правил. Оно
оперирует наиболее общими категориями
и понятиями. Всякого рода научные
концепции, теории, методологические основания
науки являются продуктом этого
вида мышления. Теоретическое мышление
составляет основу научного творчества.
Но было бы совершенно неправильно
сводить мышление в целом исключительно
к теоретическому мышлению в абстрактных
понятиях. Мы совершаем мыслительные
операции, не только решая теоретические
проблемы, но и наглядное мышление,
поскольку в некоторых случаях
мы разрешаем стоящие перед нами
задачи, оперируя в основном наглядными
данными. Наглядное мышление и мышление
отвлеченно-теоретическое
Оперируя с наглядными данными, мы используем наглядно действенное мышление и наглядно образное мышление. Наглядно действенное это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Наглядно образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.
В том, что
образ обогащает мысль, можно
убедиться на примере любой метафоры.
Всякая метафора выражает общую мысль;
понимание метафоры требует, поэтому
раскрытия в образной форме ее
общего смыслового содержания, так
же как при употреблении метафорического
выражения требуется подыскать
образы, которые бы адекватно выразили
общую мысль. Но как бы это выглядело,
если бы образ ничего не прибавлял
к общей мысли. Весь смысл, метафоры
– в тех новых выразительных
оттенках, которые привносит
В подлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, и оно выражает его иначе, чем этом можно сделать в отвлеченных формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.
Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии встает и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись ввиду исключительно отвлеченные задачи научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности – практический, поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечто первичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, - проще говоря, не интеллектуальной операцией; поэтому создаётся альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно - отражение теоретического мышления. Возможно исследования В. Кёлера человекоподобных обезьян дали новый толчок для иной, тоже в конечном счете неправильной, постановки вопроса; в связи с этим исследованиями возникло понятие так называемого практического интеллекта. Опыты с шимпанзе, построены по типу экспериментов Келера, были затем – сначала Келером, а потом К.Бюлером – повторены с детьми; за ними последовал целый ряд экспериментов, проводившихся с нормальными и умственно отсталыми детьми и взрослыми. Основная задача практического мышления - подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве понятия. Однако в противопоставлении практического интеллекта теоретическому интеллекту нередко сказывался проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле еще углубившийся старый дуализм теоретического мышления и практики. С практикой связано, в конечном счете, всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаях различным. Теоретическое мышление, мышление, опираясь на практику в целом, независимо от отдельного частного случая практики; наглядно-действенное мышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, в которой совершается действие. У человека существует единый интеллект. Мы не можем говорить о двух различных интеллектах как различных механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания. В этом плане можно отличать практическое мышление от теоретического мышления. Если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, - в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и практическим мышлением стоят, прежде всего, разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны еще разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические соображения. Но возможен и другой случай, при котором для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач. В доказательство существования особого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые люди прекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая при их решении высокий уровень мышления. Но оказываются иногда беспомощными. Если им нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, и обратно – люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практических ситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встает даже элементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрыть различия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другом случае. Нужно учесть объективное различие самих задач, подлежащих разрешению. Некоторые задачи по существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщенными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, - они требуют теоретического мышления; другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственной действенном контакте с объективной действительностью. Таким образом «поле зрения» мышления совпадает с полем действия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ход мыслительной операции непосредственно включен в действенную ситуацию, в ход практического действия; в нем практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, все решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо, во всяком случае, сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения ее. Сплошь и рядом повлечет за собой и выявит ряд попутных изменений, которые до совершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые после его совершения непосредственно видны. Действие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождает от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть все многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит, и которые нужно было бы заранее предусмотреть. В то же время необходимо мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы условно сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включенной в ход практического действенного решения задачи. Но такая мыслительная операция предъявляет, с одной стороны, и свои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачей при обобщенном теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае. То особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являются облегчением, передышкой; для других – медлительных и систематических умов – они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада ума и личности в целом, она, естественно, должна дать различные результаты.
В конечном
счете, специфические особенности
различных видов мышления обусловлены
у разных людей, прежде всего специфичностью
задач, которые им приходится разрешать;
они связаны также с