Понятие образования и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому ».

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.docx

— 29.53 Кб (Скачать файл)

1 ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

Образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому ».

Также образование можно  определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей  по получению считающихся надёжно  установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно  применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и  неписанными законами и нормами  общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

Мы увидели, что образование - очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

По мере перехода к информационному  обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной  задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.

Социальные функции:

1. определяет основную ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

2. Социальная селекция. В  образовании индивиды разводятся по неким потокам, предопределяющим их будущий статус.

3.Накопление и хранение  культуры общества. Образование  поддерживает тот необходимый  уровень сплоченности общества, способствует поддержанию его  стабильности, ведет к непосредственному  социальному воспроизводству общества  как культурной целостности.

4. Формирование и воспроизводство  общественного интеллекта (менталитета,  определенных отраслей и   социальных  технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения,  сформулированные еще  Дюркгеймом: распространение существенных знаний  через обучение, привитие индивидам  познавательных навыков, передача  ценности господствующей культуры  новым поколениям.

5.Социализация личности. Процессы социализации человека  преследуют цель подготовки квалифицированных  кадров для поддержания выживаемости  общества в постоянно меняющихся  исторических условиях его существования

6. Социальный контроль. Законодательство  многих стран предусматривает  обязательное образование. 

Функции образования в  производственно-экономической сфере :

1. Формирование профессионально-квалификационного  состава населения. С количественной  точки зрения система образования  отвечает за воспроизводство  профессионально-образовательного  состава населения.

2.  Привлечение экономических  ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций.

3.Внутреннее распределение  экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры  образования распределяют  средства  между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями.

Функции образования в  сфере культуры :

1. Воспроизводство социальных  типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы,  благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих  объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

2. Инновация в сфере  культуры. Образование способствует  всевозможным открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.

Функции образования в  социально-политической сфере:

1. Привитие образовательным  общностям приемлемых (разделяемых)  правовых и политических ценностей  и норм

2. обеспечивает поощрение  законопослушного правового и  политического поведения, а также   воспроизводство государственной  (доминантной) идеологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Структура национальной системы  образования базируется на Конституции  Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство  всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и  преемственность всех форм обучения.

После успешного окончания  базовой школы имеется возможность  продолжить обучение в: колледжах, лицеях, гимназиях и т.д.

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив  обучение в школе.

Основные документы, дающие право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне - специальном образовании и 3 сертификата Централизованного тестирования.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов  и непосредственном управлении —  Кабинетом Министров и Министерством  образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования  и науки Республики Беларусь руководит  непосредственно подчиненными ему  высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными  научными и учебно-методическими  организациями, институтами повышения  квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее  организационно-методическое руководство  работой управлений и отделов  образования исполкомов местных  Советов народных депутатов, в ведении  которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные  школы, профессионально-технические  и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с существующим законодательством национальная система  образования должна обеспечиваться государственным финансированием  в объеме не менее 10% национального  дохода.

Национальная система образования РБ включает: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольные формы образования;

 профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров;

 самостоятельное образование  граждан. 

В систему образования  Республики Беларусь входят различные  типы учебных и учебно-воспитательных заведений: сад, ясли; базовая и средняя школа, гимназия, лицей; дома ребенка, школы - интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.; училища, техникумы и колледжи; специализированные вузы, университеты и академии; научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

 

Состояние образования в  современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование  в 20-м веке стало одной из самых  важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области  легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы  образования и изменение ее статуса  сопровождаются обострениями проблем  в этой сфере, которые свидетельствуют  о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в  процессе поисков путей преодоления  кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной  системы.

Изменения в сфере образования  неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций  попытаемся выделить основные тенденции  мирового образования.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что  в качестве источника прибыли  все чаще выступают знания, инновации  и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования  в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как  образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей  степени образование перестает  отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая  деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью  изменить установки и модели поведения  индивидов путем передачи им новых  знаний, развития новых умений и  навыков.

Функции образования выполняют  самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие  образовательные функции берут  на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют  в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой  кадров.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается  не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает  индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать  возможности каждого конкретного  человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных  программ в соответствии с разными  индивидуальными возможностями, как  учащихся, так и преподавателей.

Важным фактором в этом направлении развития образования  является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной  деятельности с использованием современных  и перспективных средств информационных технологий.

Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком  прошлом хороший почерк был гарантией  спокойной и обеспеченной жизни  до старости. Последние десятилетия  характерны ускорением обновляемости  технологий и знаний в различных  сферах деятельности человека. Школьного  и даже вузовского образования сегодня  уже надолго не хватает.

Поиск путей выхода из финансового  кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг.

Интеграция образования. Важной чертой развития образования  является его глобальность. Эта черта  отражает наличие интеграционных процессов  в современном мире, интенсивных  взаимодействий между государствами  в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Перечисленные тенденции  определяют основные направления в  развитии новой образовательной  системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Информация о работе Понятие образования и его функции