Понятие об ощущениях. Виды ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.
3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие в психологической науке.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………..3
II. Понятие об ощущениях. Виды ощущений………………………………………4
III. Измерение и изменение ощущений…………………………………………….12
IV. Заключение………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

 
Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека

 

 

Органы чувств

Величина абсолютного  порога ощущения, представленная в  виде условий, при которых возникает  едва заметное ощущение данной модальности

Зрение 

 

 

 

Слух 

 

 

Вкус 

 

 

 

Запах

 

 

 

Осязание 

Способность воспринимать ясной  темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза 

 

Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м 

 

Ощущение присутствия  одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

 

Ощущение наличия духов  при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат

 

Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см


 

Приведем еще несколько  примеров, показывающих, насколько  велика чувствительность анализаторов человека, сославшись на высказывание известных психофизиков. «Адаптированный  к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света... Если бы глаз был  еще более чувствителен, ...постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха также настолько  мал, что, если бы ухо было лишь немного  чувствительнее, мы могли бы слышать  случайные удары молекул по барабанной перепонке. Иначе говоря, достаточно давлению воздуха сместить барабанную перепонку всего лишь на 0,0000000001 см, чтобы мы услышали звук. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1% диаметра молекулы водорода» [1].

Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ  равен примерно 8 молекулам этого  вещества. Вкусовые ощущения порождаются  числом молекул в тысячи раз большим.

Кроме величины абсолютного  порога, ощущения характеризуются также  относительным, или дифференциальным, порогом:

 

 

где: I — величина действующего стимула, Δ I — его приращение — это величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину, т.е.:

 

 

Этот факт был установлен французским ученым, создателем фотометрии П.Бугером, подтвержден и уточнен  немецким психофизиком Э.Вебером. В  историю исследований по психофизике  ощущений он, соответственно, вошел  под двойным именным названием: закон Бугера-Вебера. Сама же постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера. Ее значения для некоторых органов чувств человека приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

 
Значение константы Вебера для разных органов чувств

 

 

 

Вид ощущений

Значение константы Вебера для соответствующего вида ощущений

Ощущение изменения высоты звука

 

Ощущение изменения яркости  света

 

Ощущение изменения веса предметов

 

Ощущение изменения громкости  звука

 

Ощущение изменения давления на поверхности кожи

 

Ощущение изменения вкуса  соляного раствора

0,003

 

0,017

 

0,020

 

0,100

 

0,140

 

 

0,200


 

Внимательно исследуя зависимость, которая существует между изменениями  силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г.Фехнер вывел  закон, согласно которому изменение  силы ощущения пропорционально десятичному  логарифму изменения силы воздействующего  раздражителя (рис. 2). Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла в 10 раз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицам, и т.д., т.е. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в десять раз.

Впоследствии, когда благодаря  изобретению электронного микроскопа удалось провести тонкие исследования электрической активности отдельных  нейронов, оказалось, что генерация  электрических импульсов в рецепторе  под действием раздражителя также  подчиняется закону Вебера—Фехнера. Это свидетельствует о том, что  данный закон своим происхождением обязан в основном электрохимическим  процессам, происходящим в рецепторах и преобразующим воздействующую энергию в нервные импульсы. В  математической форме обсуждаемая  закономерность выражается так:

 

S = К • lg I + С,

 

где: S — сила ощущения, I — величина действующего раздражителя, К — коэффициент пропорциональности, С — константа, различная для ощущений разных модальностей. Эта формула получила название основного психофизического закона, который по сути дела представляет собой закон Вебера — Фехнера.

Спустя примерно полстолетия  после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и на основе новых экспериментальных  данных породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой  ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С.Стивене, тщательно  изучив соответствующую зависимость, пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной  кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса. Согласно закону Стивенса зависимость между силой ощущения и величиной действующего раздражителя представляется такой:

 

 

 

S = К – S R n ,

 

где: К — константа, определяемая избранной единицей измерения, n — показатель, зависящий от модальности ощущения и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, S — сила ощущения, R — значение воздействующего раздражителя.

 

 

 

Рис. 3. Логарифмическая  кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера-Фехнера

 

Спор о том, какой из законов — логарифмический или  показательный — лучше всего  выражает истинную связь раздражителя и ощущения, так и не завершился успехом той или другой из ведущих  дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими: тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально  силе физических стимулов, действующих  на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

Органы чувств обладают свойством  приспособления, или адаптации, к  изменившимся условиям, причем эта  адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они  способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света  к темноте и обратно существенно  меняется чувствительность глаза, в  десятки раз. Это явление носит  название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы  человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, т.е. для того чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется  примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин глаз переходит к палочковому  зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.

При адаптации глаза, связанной  с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой  части спектра, чем к оранжево-красной. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения  на черном фоне, то они будут видны  одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его  часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в  качестве опознавательных знаков, указывающих  на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте  пользуются лампами синего цвета.

Красный цвет способен оказывать  стимулирующее влияние в основном только на колбочки. Ношение очков  с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того, что на палочковое зрение красный цвет практически  не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в  темноте, при красном свете сохраняется.

Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие — низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные  в коже (кроме болевых). Гораздо  медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус.

Изменения чувствительности анализаторов могут происходить  в результате не только адаптации, но и ряда других процессов, основными  из которых являются уровень активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый ретикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других раздражителей, в том  числе подпороговых. Установлено, что  слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно  действующем анализаторе его  чувствительность повышается, при длительно  неработающем — понижается.

Иногда под действием  одного раздражителя могут возникать  ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Заключение

 

Жизненная роль ощущений состоит в  том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной  системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии  внешней и внутренней среды, наличии  в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и  многогранна. Она раскрывается через  целый ряд важных процессов. Их условно  можно разделить на социальную и  деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные  отношения, научную и исследовательскую  деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных  процессов проблематично, а порою  даже невозможно представить без  задействованности всех наших органов  чувств. Поэтому необходимо оценить  роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования  личности в обществе, достижения успехов  в деловой среде.

Итак, ощущение – это процесс  отражения отдельных свойств  предметов объективного мира, как  внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной  обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью  ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для  создания образов и их познания.

Существует несколько классификаций  видов ощущений. По модальности (видам  анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и  месту расположения рецепторов классификация  ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и  эпикритические ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.    Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2.    Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.

3.    Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М. 1975. – с. 227.

Информация о работе Понятие об ощущениях. Виды ощущений