Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:05, контрольная работа
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
1.Понятие о мышлении и его отличие от других познавательных процессов.
2.Виды мышления и мыслительные операции.
3. Творческое мышление и условия его продуктивности.
4.Теории мышления в психологии
5. Развитие мышления.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные “детские” черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Выделяют три основных этапа творческого
процесса:
- замысел, рождение догадки;
- генерацию различных гипотез,
включая самые фантастические, для объяснения
данного явления;
- критический анализ и отбор
наиболее правдоподобных объяснений,
которые протекают на уровне сознания.
Озарение, открытие,
нахождение пути решения проблемы возникают
в виде переживания, чувствования, что
выбранное направление - то самое, которое
заслуживает внимания. И здесь решающая
роль принадлежит чувству, интуиции - языку
сверхсознания. Многие изобретатели отмечают,
что догадка возникает в виде расплывчатого
образа, который только еще должен быть
выражен словами. Однако внезапность появления
догадки, озарения - кажущаяся, так как
она является следствием интенсивной
мыслительной работы человека, поглощенного
увлекающей его проблемой или художественным
произведением.
Творчество - создание
нового из старых элементов во внутреннем
мире. Создание нового продукта вызывает
положительную эмоциональную реакцию.
Это положительное эмоциональное состояние
служит наградой творческому процессу
и стимулирует человека действовать в
том же направлении.
Творчество связано с развитием
потребности в познании, в получении новой
информации, которая достигается в процессе
ориентировочно-
Творческое мышление -
это ориентировочно-
Таким образом, стимуляцию ориентировочно-
4. Теории мышления в психологии
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.
Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) по мере взросления организма.
Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей — задатков — характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Мысль без схемы обычно называют аутичной мыслью, ее особенности уже были нами рассмотрены. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Своеобразные концепции
мышления представлены в следующих направлениях
психологических исследований:
- в эмпирической субъективной
психологии, ассоциативной по характеру
и интроспективной по основному методу;
- в гештальтпсихологии,
которая отличалась от предыдущей только
отрицанием элементов психических процессов
и признанием доминирования их целостности
над составом этих элементов, в том числе
и в мышлении;
- в бихевиоризме,
сторонники которого пытались заменить
процесс мышления как субъективный феномен
на поведение (открытое или скрытое, умственное);
- в психоанализе,
который мышление, как и все другие процессы,
подчинил мотивации.
Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с XVII в. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).
Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способнос-тей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстракт-ного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось как умение оперировать образами (в нашей классификации — теоретическое образное мышление), логические рассуждения — как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация.
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мышления, его творческий харак-тер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оста-валось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума.
В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.
Нельзя сказать, что оба последних направления в психологии не дали ничего полезного для понимания мышления. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практическое мышление, а в русле гештальттеории стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.
Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать уже обсуждавшиеся нами защитные механизмы, которые также впервые начали специально изучаться в психоанализе.
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе, психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая; ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно форми-рующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.
А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней, составляющей мышление, деятельности существуют отношения, аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.
Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития.
В последние несколько
десятилетий на базе успехов в разработке
идей кибернетики, информатики, алгоритмических
языков высокого уровня в математическом
программировании появилась возможность
построения новой, информационно-кибернетической
теории мышления. В ее основе лежат понятия
алгоритма, операции, цикла и информации.
Первое обозначает последовательность
действий, выполнение которых ведет к
решению задачи; второе касается отдельного
действия, его характера; третье относится
к многократному исполнению одних и тех
же действий до тех пор, пока не будет получен
необходимый результат; четвертое включает
совокупность сведений, передаваемых
с одной операции на другую в процессе
решения задачи.
5. Развитие мышления.
Мышление человека развивается,
его интеллектуальные способности совершенствуются.
К этому выводу уже давно пришли психологи
в результате наблюдений и применения
на практике приемов развития мышления.
В практическом аспекте развитие интеллекта
традиционно рассматривается в трех направлениях:
филогенетическом, онтогенетическом и
экспериментальном.
Филогенетический аспект
предполагает изучение того, как мышление
человека развивалось и совершенствовалось
в истории человечества.
Онтогенетический включает
исследование процесса и выделение этапов
развития мышления на протяжении жизни
одного человека, с рождения до старости.
Экспериментальный подход
к решению этой же проблемы ориентирован
на анализ процесса развития мышления
в особых, искусственно созданных (экспериментальных)
условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В тео-ретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)».
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного
2. Стадия операционального
3. Стадия конкретных операций
с предметами. Она характерна
для детей в возрасте от 7—8
до 11—12 лет. Здесь умственные
операции становятся
4. Стадия формальных операций. Ее
в своем развитии достигают
дети в среднем возрасте: от 11—12
до 14—15 лет. Данная стадия
В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. П. Я. Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.
Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, по П. Я. Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете — на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.
Информация о работе Понятие о мышлении и его отличие от других познавательных процессов