Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:05, контрольная работа
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
1.Понятие о мышлении и его отличие от других познавательных процессов.
2.Виды мышления и мыслительные операции.
3. Творческое мышление и условия его продуктивности.
4.Теории мышления в психологии
5. Развитие мышления.
Четыре параметра, по которым преобразуется действие при его переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. По первому из указанных параметров действие может находиться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность и освоенность.
Процесс формирования умственных действий, по П. Я. Гальперину, представляется следующим образом:
1. Ознакомление с составом
будущего действия в
2. Выполнение заданного действия
во внешней форме в
3. Выполнение действия без непосредственной
опоры на внешние предметы или их заменители.
Перенесение действия из внешнего плана
в план громкой речи.
4. Перенесение громкоречевого действия
во внутренний план. Свободное проговаривание
действия целиком «про себя».
5. Выполнение действия в плане
внутренней речи с
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.
С рождения ребенку даны понятия, и
этот факт в современной психологии
считается общепризнанным. Как же
формируются и развиваются
Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей, эта методика получила название «двойная стимуляция».
Сущность методики сводится к следующему. Испытуемому предлагается два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, а другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется.
Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На нижнем плоском основании каждой фигуры, скрытом от взора испытуемого, написаны незнакомые слова, обозначающие усваиваемое понятие. Данное понятие включает в себя одновременно несколько из указанных выше признаков, например, размер, цвет и форму.
Экспериментатор на глазах у ребенка переворачивает одну из фигур и дает ему возможность прочесть написанное на ней слово. Затем он просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая их и пользуясь только признаками, замеченными на первой показанной экспериментатором фигуре. Решая эту задачу, ребенок вслух должен объяснить, на какие признаки он ориентируется, подбирая к первой фигуре вторую, третью и т.д.
Если на каком-то шаге испытуемым допущена ошибка, то экспериментатор сам открывает следующую фигуру с нужным названием, но такую, на которой есть признак, не учтенный еще ребенком.
Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с одинаковыми названиями и определять признаки, входящие в соответствующее понятие.
С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного
множества отдельных предметов,
2. Образование понятий-
3. Образование настоящих понятий.
Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, в этом плане вполне согласуются с теми данными, которые в своих работах по развитию детского интеллекта приводит Ж. Пиаже. С подростковым возрастом у него тоже связан переход детей к стадии формальных операций, которая, по-видимому, предполагает умение оперировать настоящими понятиями.
В заключение рассмотрим
информационную теорию интеллектуально-когнитивного
развития, связанную с информационно-кибернетической
теорией мышления. Ее авторы, Клар и Уоллес,
предположили, что ребенок с рождения
обладает тремя качественно различными,
иерархически организованными типами
продуктивных интеллектуальных систем:
1. Система обработки воспринимаемой информации
и направления внимания с одного ее вида
на другой.
2. Система, ответственная за постановку
целей и управление целенаправленной
деятельностью.
3. Система, отвечающая за изменение существующих
систем первого и второго типов и создание
новых подобных систем.
Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:
1. В то время когда организм
практически не занят
2. Цель этой переработки —
определить следствия
3. Как только подобная
4. Формируется система более высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.
И так далее. Так можно представить себе, к примеру, формирование логических структур.
До сих пор мы рассматривали естественные пути индивидуального развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в области психологии мышления привели ученых к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.
Одна из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм»). Его проведение основано на следующих принципах:
1. Для решения некоторого класса
интеллектуальных задач, для
2. В подобную рабочую группу
включаются люди, которые отличаются
друг от друга по
3. В созданной группе за
счет введения специальных
В условиях так организованной групповой творческой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
4. Индивидуальная и групповая
работа чередуются друг с
Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана и использовалась до сих пор в основном при работе со взрослыми. Однако нам думается, что она была бы весьма полезной и для развития мышления у детей, а главное — для сплочения детского коллектива и формирования у детей разного возраста необходимых в современной жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.
Используемая литература.
1)Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование
образования понятий: Методика двоимой
стимуляции // Хрестоматия по обшей психологии:
Психология мышления. — М., 1981.
2)Гальперин П.Я. Формирование умственных
действий // Хрестоматия по общей психологии:
Психология мышления. — М., 1981.
3)Дубровина И. В. Психология: Учебник для
студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В.
Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан;
Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский
центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 176-180.
4)Рубинштейн С. А. Основы общей психологии.
-СПб. : Питер,1999.
5)Тихомиров О.К. Психология мышления. –
М., 1979.
Информация о работе Понятие о мышлении и его отличие от других познавательных процессов