Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:53, реферат
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследо-ванию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяет-ся направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Ру¬бинштейн), «смыслообра-зующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее от¬ношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Анань¬ев), «ди-намическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвн-ли).
1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельно-сти………………………………………………………………………3
2. Психические свойства личности………………………….…. .3
3. Направленность и мотивы деятельности лично-сти…………………………………………………………….……..…5
4. Антисоциальная личность…………………………………………………...7
5. основные закономерности развития мотивационной сфе-ры…………………………………………………………………..….13
6. Контрольные вопросы. Ответы………………………….….…21
7. Выводы…………………………………………………………….…22
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством.
Кроме этого отмечается, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.
Некоторые исследователи говорят о том, что качество родительского ухода, получаемого ребенком, имеющим склонность к гиперактивности и нарушениям в поведении, определяет в значительной степени, разовьется ли из него полномасштабная асоциальная личность или нет. Один из лучших индикаторов нарушений в поведении детей — уровень родительского надзора: у детей, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще развивается схема преступного поведения. Близкая к этому переменная — родительская безучастность; дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.
Биологические и семейные факторы, способствующие нарушениям в поведении, часто совпадают. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приема наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны и медленнее усваивают материал, чем их сверстники. Это затрудняет родительский уход за ними, и для них повышается риск плохого обращения.
Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей.
Психические свойства личности
т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики
человеческих потребностей — сила, периодичность
возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.
Мотивационную сферу человека,
с точки зрения ее развитости, можно
оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иврархизированностъ
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной
сферы — это иерархизирован-
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.
основные закономерности развития мотивационной сферы
В отечественной психологии формирование
и развитие мотивационной сферы
у человека рассматривается в
рамках психологической теории деятельности,
предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос
об образовании новых мотивов
и развитии мотивационной сферы
является одним из самых сложных и до
конца не изученным. Леонтьев описал лишь
один механизм образования мотивов, который
получил название механизма сдвига мотива
на цель (другой вариант названия данного
механизма — механизм превращения цели
в мотив). Суть данного механизма состоит
в том, что в процессе деятельности цель,
к которой в силу определенных причин
стремился человек, со временем сама становится
самостоятельной побудительной силой,
т. е. мотивом.
Центральный момент данной теории заключается
в том, что мотив, из-за которого мы стремимся
к достижению цели, связан с удовлетворением
определенных потребностей. Но со временем
цель, которой мы стремились достичь, может
превратиться в насущную потребность.
Например, часто родители, для того чтобы
стимулировать интерес ребенка к чтению
книг, обещают ему купить какую-нибудь
игрушку, если он прочитает книгу. Однако
в процессе чтения у ребенка возникает
интерес к самой книге, и постепенно чтение
книг может стать одной из основных его
потребностей. Этот пример поясняет механизм
развития мотивационной сферы человека
за счет расширения количества потребностей.
При этом самым существенным является
то, что расширение количества потребностей,
т. е. расширение перечня того, в чем нуждается
человек, происходит в процессе его деятельности,
в процессе его контакта с окружающей
средой.
Исторически сложилось так, что в отечественной
психологии формирование мотивационной
сферы человека в процессе его онтогенеза
рассматривается в рамках формирования
интересов человека как основных причин,
побуждающих его к развитию и деятельности.
Как вы помните, интересы отражают прежде
всего познавательные потребности человека.
Поэтому в отечественной психологии развитие
мотивационной сферы, как правило, рассматривается
в единстве с общим развитием психики
человека, особенно его познавательной
сферы.
Проводимые научные исследования показали,
что первые проявления интереса наблюдаются
у детей уже па первом году жизни, как только
ребенок начинает ориентироваться в окружающем
мире. На этом этапе развития ребенка чаще
всего интересуют яркие, красочные предметы,
незнакомые вещи, издаваемые предметами
звуки. Ребенок не только испытывает удовольствие,
воспринимая все это, но и требует, чтобы
ему вновь и вновь показывали заинтересовавший
его предмет, снова дали услышать вызвавшие
у него интерес звуки. Он плачет и негодует,
если его лишают возможности продолжать
воспринимать то, что вызвало интерес.
Характерной чертой первых интересов
ребенка является их крайняя неустойчивость
и прикованность к наличному восприятию.
Ребенок интересуется тем, что он воспринимает
в данный момент. Он сердится и плачет,
если что-либо заинтересовавшее его исчезло
из поля зрения. Успокоить ребенка в этих
случаях не представляет большого труда,
— достаточно привлечь его внимание к
чему-либо другому, как интерес к тому,
что воспринималось им до этого, гаснет
и заменяется новым.
По мере развития двигательной деятельности
у ребенка все больше и больше проявляется
интерес к самостоятельному выполнению
действий, которыми он постепенно овладевает.
Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает,
например, склонность многократно бросать
на пол вещи, находящиеся у него в руке,
— бросив взятую вещь, он требует, чтобы
ее подняли и дали ему, но затем вновь бросает
ее, снова требует ее возвращения к себе,
снова бросает и т. д. Овладевая более сложными
действиями, он также проявляет интерес
к многократному их выполнению и может,
например, подолгу вкладывать одну вещь
в другую и вновь вынимать ее.
С развитием речи и общения с окружающими,
а также с расширением круга предметов
и действий, с которыми знакомится ребенок,
значительно расширяются его познавательные
интересы. Ярким выражением их являются
самые разнообразные вопросы, задаваемые
детьми взрослым, начиная с вопроса: «Что
это такое?» и кончая вопросами, относящимися
к объяснению того, что воспринимается
ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему
луна не падает на землю?», «Почему трава
зеленая?», «Куда девается молоко, когда
мы его пьем?», «Откуда ветер прилетает?»,
«Почему птицы поют?» — все эти вопросы,
и многие им подобные, живо интересуют
ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он
настолько «засыпает» ими взрослого, что
весь этот период его жизни справедливо
называют периодом вопросов.
Конец преддошкольного и начало дошкольного
возраста характеризуются возникновением
интереса к игре, все более и более расширяющегося
в течение всего дошкольного детства.
Игра является ведущей деятельностью
ребенка в этом возрасте, в ней развиваются
разнообразные стороны его психической
жизни, формируются многие важнейшие психологические
качества его личности. Вместе с тем игра
— это деятельность, наиболее привлекающая
к себе ребенка, наиболее захватывающая
его. Она стоит в центре его интересов,
сама интересует его и, в свою очередь,
отражает все другие интересы ребенка.
Все, что интересует детей в окружающем
их мире, в развертывающейся вокруг них
жизни, обычно находит то или иное отражение
в их играх.
Следует отметить, что познавательные
интересы дошкольников, направленные
на познание реальной действительности,
весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу
наблюдает за тем, что привлекло его внимание
из окружающего мира, много расспрашивает
о том, что замечает вокруг себя. Однако,
так же как и в более раннем возрасте, его
интересует все яркое, красочное, звучное.
Особенно живой интерес вызывает у него
все динамичное, движущееся, действующее,
обнаруживающее заметные, ясно выраженные
и в особенности неожиданные изменения.
С большим интересом следит он за изменениями
в природе, охотно наблюдает за ростом
растений в «живом уголке», за переменами,
связанными со сменой времен года, с переменой
погоды. Немалый интерес вызывают у него
животные, особенно те из них, с которыми
он может играть (котята, щенки) или за
поведением которых он может наблюдать
в течение длительного времени (рыбы в
аквариуме, цыплята, суетящиеся возле
наседки, и т. д.).
Широко интересуясь реальной действительностью,
дети дошкольного возраста обнаруживают
большой интерес и к фантастическим рассказам,
в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку
дети-дошкольники готовы слушать по многу
раз.
Конец дошкольного периода и начало школьного
возраста характеризуются обычно появлением
новых интересов у ребенка — интереса
к учению, к школе. Как правило, его интересует
сам процесс учения, возможность новой
деятельности, которой ему предстоит заниматься,
новые для него правила школьной жизни,
новые обязанности, новые товарищи и школьные
учителя. Но этот первоначальный интерес
к школе еще носит недифференцированный
характер. Начинающего школьника привлекают
все виды работы в школе: он одинаково
охотно пишет, читает, считает, выполняет
поручения. Даже различные отметки, которые
он получает, нередко вызывают у него в
первые дни одинаковое к себе отношение.
Например, известно, что некоторые дети,
впервые пришедшие в школу, интересуются
сначала не столько тем, какую отметку
они получили, сколько их количеством.
С течением времени интерес к школе все
более и более дифференцируется. Первоначально
выделяются, как более интересные, отдельные
учебные предметы. Так, одних школьников
больше привлекает чтение или письмо,
других — математика и т. д. Наряду с учебными
интересами в этом возрасте возникают
и некоторые новые, внешкольные интересы.
Например, овладение грамотой создает
предпосылки для возникновения интереса
к внеклассному чтению, поэтому впервые
появляются читательские интересы ребенка.
В младшем школьном возрасте значителен
интерес к «бытовой» литературе, к рассказам
из жизни детей. Сказки все более и более
теряют свою прелесть для ребенка. Часто
школьник младших классов уже отказывается
от них, подчеркивая, что он желает читать
о том, что было «на самом деле». К концу
этого периода все больше выдвигается
на передний план литература о путешествиях
и приключениях, которая в подростковом
возрасте вызывает к себе наибольший интерес,
в особенности у мальчиков.
В ходе взросления интерес к играм подвергается
значительным изменениям. В жизни школьника
игра не занимает уже ведущего места, она
уступает учению, которое становится на
продолжительный срок ведущей деятельностью
ребенка.
Но интерес к игре все же остается, в особенности
это характерно для младшего школьного
возраста. При этом содержание игр существенно
изменяется. «Ролевые игры» дошкольника
отходят на задний план и вовсе исчезают.
Больше всего школьника привлекают, с
одной стороны, так называемые «настольные»,
а с другой — подвижные игры, в которые
с течением времени все больше и больше
включается момент соревнования и зарождающийся,
особенно у мальчиков, интерес к спортивным
играм. Как на характерный для конца младшего
школьного возраста интерес, который остается
и в последующие годы, можно указать на
коллекционирование некоторых предметов,
в частности почтовых марок.
В подростковом возрасте происходят дальнейшие
изменения в интересах школьников. Значительно
расширяются и углубляются прежде всего
интересы социально-политического плана.
Ребенок начинает интересоваться не только
текущими событиями, но и проявлять интерес
к своему будущему, к тому, какое положение
он займет в обществе. Подобное явление
сопровождается расширением познавательных
интересов подростка. Круг того, что интересует
подростка и что он хочет узнать, становится
все шире и шире. Причем часто познавательные
интересы подростка обусловлены его планами
на будущую деятельность.
Подростки, конечно, различаются по своим
познавательным интересам, которые в этом
возрасте становятся все более дифференцированными.
Юношеский возраст характеризуется дальнейшим
развитием интересов, и прежде всего познавательных.
Учащиеся старших классов начинают интересоваться
уже определенными областями научного
познания, стремятся к более глубоким
и систематическим знаниям в интересующей
их области.
В процессе дальнейшего развития и деятельности
формирование интересов, как правило,
не прекращается. С возрастом у человека
также наблюдается появление новых интересов.
Однако этот процесс в значительной степени
носит осознанный или даже плановый характер,
поскольку эти интересы в значительной
мере связаны с совершенствованием профессиональных
навыков, развитием семейных отношений,
а также с теми увлечениями, которые по
той или иной причине не были реализованы
в юношеском возрасте.
Особо следует подчеркнуть, что формирование
и развитие интересов и мотивов поведения
ребенка не должно проходить спонтанно,
вне контроля родителей или педагогов.
Спонтанное развитие интересов ребенка
в большинстве случаев обусловливает
возможность появления у него негативных
и даже пагубных интересов и привычек,
например интереса к алкоголю или наркотикам.
Вполне обоснованно возникает вопрос
о том, как избежать формирования этих
негативных интересов у ребенка. Конечно,
единого «рецепта», как этого избежать,
нет. В каждом конкретном случае следует
искать уникальный вариант. Тем не менее
прослеживается одна общая закономерность,
позволяющая говорить об обоснованности
сложившихся в отечественной психологии
теоретических взглядов на проблему развития
мотивационной сферы человека. Эта закономерность
заключается в том, что мотивы и интересы
не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность
возникновения интересов или мотивов
поступков ребенка определяется той деятельностью,
в которую он вовлечен, а также теми обязанностями,
которые на него возложены дома или в школе.
Следует обратить внимание еще на один
момент в проблеме формирования и развития
мотивационной сферы. Цели, к которым стремится
человек, со временем могут стать его мотивами.
А став мотивами, они, в свою очередь, могут
трансформироваться в личностные характеристики
и свойства.
Контрольные вопросы
Ответы
Выводы
У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с
агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к
агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей
как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными
агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как
индивидуальная
как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта
тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению
проявлений агрессивных
агрессивные тенденции индивида составляют предрасположенность оценивать
определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных.
Оценка , ведущая к значению активации, превышающей некоторый индивидуальный
уровень, влечет активацию тенденций индивида причинять вред или вызывать
беспокойство. Аналогично, привычные индивиду тенденции подавления агрессии
составляют
(или) реакции как опасные, неприятные, вызывающие беспокойство или
неуместные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный
уровень, влечет активацию тенденций индивида к подавлению, избеганию или
осуждению проявления агрессивных тенденций."
Аналогичных взглядов придерживается Н.Корнадт также основывающий свой анализ
на двух гипотетических мотивах -агрессии и подавлении агрессии. По его
мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким - либо
препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аффекта гнева. Если в
результате когнитивных процессов оценивания ситуация будет воспринята как "
действительно заслуживающая гнева ", то актуальное мотивационное состояние
расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к
ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели. Мотив
торможения оказывается при этом решающим детерминантом в мотивационном
процессе ожидания негативных последствий агрессии, таких, как чувство вины
или страх перед наказанием.
Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации
определенных поведенческих
психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к
агрессии применялась
первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили
высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось,
эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели
мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности,
развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая
становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.
Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В
качестве примера внешних
возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера
внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное
поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных