Понятие о средствах
обучения, их функции, классификация
Средства обучения - это источник
получения знаний, формирования
умений. К ним относятся наглядные
пособия, учебники, дидактические
материалы, технические средства
(ТСО), оборудование, станки, учебные
кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ
и другие средства массовой
коммуникации. В качестве средств
обучения могут выступать реальные
объекты, производство, сооружения.
Дидактические средства, как и
методы, являются частью педагогической
системы и выполняют в ней
свое назначение. Выбор средств
обучения зависит от дидактической
концепции, целей, содержания, методов
и условий учебного процесса.
Основные функции средств обучения
- это информационная, дидактическая,
контрольная. В науке нет строгой
классификации дидактических средств.
Можно воспользоваться классификацией
польского дидакта В.Оконя, в
которой средства расположены
по нарастанию возможности заменять
действия учителя и автоматизировать
действия ученика.
Простые
средства 1. Словесные: учебники и
другие тексты. 2. Простые визуальные
средства: реальные предметы, модели,
картины и пр.
Сложные
средства 3. Механические визуальные
приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп
и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель,
магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные:
звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства,
автоматизирующие процесс обучения:
лингвистические кабинеты, компьютеры,
информационные системы, телекоммуникационные
сети.
17.2 Характеристика
средств обучения
Простые словесные и визуальные
(наглядные) средства обучения
имеют древнюю историю. Главные
среди них - учебники. Следует
напомнить, что функция учебника
не только предъявить информацию,
но и управлять познавательной
деятельностью, работой с ней.
Среди словесных средств большое
значение имеют раздаточные материалы.
Они имеются по всем основным
предметам и представляют набор
заданий, упражнений, схем.
Основная
функция визуальных средств -
демонстрация явлений, процессов.
Демонстрировать можно реальные
объекты. Так, в Лондоне учебный
отдел на знаменитом лондонском
мосту знакомит с ним школьников.
Любое производство, объект, где
возможна экскурсия, является
средством обучения. Но подавляющее
большинство наглядных средств
- это модели, макеты, рисунки, карты.
Их главная задача - обеспечить
восприятие информации и стимулировать
учебную деятельность.
Среди
сложных средств (ТСО) группы 3,4,5
представляют механические и
электротехнические устройства. От
учителя требуется знать их
возможности и методику их
применения в изучении своего
предмета. ТВ и видеотехника как
дидактические средства имеют
большие возможности не только
в демонстрации материала, но
и в организации учения. Однако
дидактические аспекты применения
сложных электронных систем еще
недостаточно изучены.
17.3 Компьютеры в
обучении. Информатизация образования
Шестая группа средств обучения,
по В.Оконю, представляет сложные
электронные устройства и телекоммуникационные
сети. Развитие информатики, их
создание и быстрый прогресс
дали толчок информатизации образования
и породили направление в науке - педагогическую
информатику. Информатизация образования
- часть информатизации общества, процесса,
который принял характер информационного
взрыва или революции с середины 20 века,
что дает основание характеризовать современное
общество как информационное. Это значит,
что во всех сферах человеческой деятельности
возрастает роль информационных процессов,
повышается потребность в информации
и в средствах для ее производства, обработки,
хранения и использования. Информация
становится научной и философской категорией
наравне с такими категориями, как время,
энергия, материя...
Рост
потребности в информации и
увеличение потоков информации
в человеческой деятельности
обуславливает появление новых
информационных технологий (НИТ) - разработка
и использование электронных
средств для работы с информацией,
наряду с традиционными информационными
технологиями, в которых используются
традиционные носители информации
(бумага, пленка).
Информатизация
образования - комплекс мер по
преобразованию педагогических
процессов на основе внедрения
в обучение и воспитание информационной
продукции, средств, технологий.
Теоретической основой информатизации
образования является в первую
очередь информатика, затем кибернетика,
теория систем и, конечно, дидактика.
Информатика, как известно, - отрасль
знаний, изучающая производство, переработку,
хранение и распространение информации
в природе, обществе, техносфере.
Проникновение
в образование новых информационных
технологий заставляет посмотреть
на дидактический процесс как
на информационный процесс, в
котором происходит получение
информации учащимися, ее переработка
и использование. Программированное
обучение и вслед за ним
технология обучения показали, что
учение, понимаемое как процесс
переработки информации, может быть
строго управляемо, подобно процессам
в сложных системах, которыми
занимается кибернетика. Поэтому
информатизацию образования следует
рассматривать не просто как
использование компьютера и других
электронных средств в обучении,
а как новый подход к организации
обучения, как направление в науке,
которое ученые называют педагогической
информатикой. Информационный подход
к обучению ставит перед дидактикой
и педагогикой ряд проблем.
Так,
например, возникает вопрос о
формах представления знания
в учебном процессе, имеются в
виду и традиционные тексты, наглядные
материалы, и новые формы, создаваемые
по аналогии с информационными:
текст, деленный на блоки или
иначе структурированный, тезаурус,
фрейм (что-то вроде опорного
сигнала В.Шаталова), дерево понятий
(что-то подобное графам в информатике),
гипертекст и другие. В свою
очередь формы представления
знаний обуславливают поиски
средств их представления в
дидактическом процессе и методов
по переработке информации, то
есть учебно-познавательных операций,
методов учения и преподавания.
А ведь эти и другие вопросы
суть основные вопросы дидактики.
Кроме
того, возникает ряд общепедагогических
и социальнопедагогических проблем
или аспектов информатизации
образования. Появился термин "визуальное
образование", который означает,
что в обучении изображение,
образ, модели, знаки будут играть
все большую роль, оттесняя привычные
тексты. Работа со знаками и
знаковыми системами, перевод
из одной знаковой системы
в другую, кодирование и декодирование
- эти и другие процедуры должен
уметь делать человек информационного
общества.
В
связи с этим возникает вопрос
об информационной культуре личности,
под которой понимают наличие
знаний в области информации
и умения работать с информацией.
Информационную культуру личности,
считают ученые, надо формировать
в школе. Поэтому во второй
половине 20 века в педагогике
формируется направление - медиа-образование,
которое исследует вопрос об
изучении школьниками средств
массовой коммуникации.
Главные
задачи медиа-образования ученые
понимают так: подготовить школьников
к жизни в информационном обществе,
сформировать у них умения
пользоваться информацией в различных
видах, владеть способами общения
с помощью информационных технологий
и средств, то есть осуществлять
коммуникации, осознавать последствия
воздействия на человека средств
информации, в особенности средств
массовой коммуникации. В школах
развитых стран изучается специальный
предмет, призванный решать эти
задачи. Его содержание примерно
такое: понятие о коммуникации,
знаковые системы, представление
информации, средства массовой коммуникации.
В последние годы к этому
добавляют и компьютерную грамотность,
что дает название предмету - "Основы
компьютерной и медиа-грамотности".
В
отечественной педагогике было
и имеется нечто близкое к
медиа-образованию в отдельных
школах виде обучения киноискусству,
журналистике, аудиовизуальной культуре.
Можно сказать, что информационной
культре наши школьники обучаются
самостоятельно, работая с домашними
электронными средствами.
В
СССР, а затем и в России
была разработана и осуществляется
концепция информатизации образования.
Ее главные направления таковы:
- освоение
и внедрение новых информационных
технологий в обучение, воспитание
и управление образованием на
основе исследовательских работ
по дидактике, иннформатике;
- формирование
информационной культуры школьников,
то есть информационных знаний,
умений учиться с помощью компьютера
и других электронных средств,
элементарных умений программировать;
- изменение
методов, форм и содержания
обучения в связи с проникновением
в учебный процесс информационных
технологий;
- подготовка
учителей к осуществлению обучения
в условиях работы с электронными
средствами.
Можно
видеть, во-первых, что информатизация
образования затрагивает такие
ажные компоненты образования,
как цели и содержание. Одним
из главных компонентов, составляющих
модель выпускника школы и
вуза, становится информационная
культура. Это требует не только
введения специальных предметов
в школе и вузе, но и пересмотра
содержания традиционных школьных
дисциплин; и характер этих
изменений пока еще не ясен
ученым.
Во-вторых,
использование в учебном процессе
автоматизированных обучающих систем
и других технологий ведет
к пересмотру методов и форм
обучения в школе, к анализу
и новому пониманию дидактического
процесса, установлению новых принципов
обучения, а также к новому
взгляду на процесс обучения
и с точки зрения психологии.
Появилось такое явление, как
дистанционное образование. Содержание
этого понятия и сам процесс
дистанционного обучения пока
еще мало изучены. Речь идет
об обучении любых учащихся
с помощью сети электронных
средств и программ, специальных дистанционных
курсов, что требует решения многих теоретических
и практических вопросов.
В-третьих,
информатизация образования предполагает
прежде всего разработку учебного
обеспечения дидактического процесса
на основе новых и традиционных
информационных технологий. Следует
знать, что новые информационные
технологии в образовании включают
в себя три составляющие: технические
устройства, программное обеспечение
и учебное обеспечение. К современным
техническим устройствам, кроме
компьютера, относятся принтер, модем,
сканер, теле- и видеоаппаратура,
устройства для преобразования
информации из одной формы
в другую и пр. Поскольку компьютер
является основой информационных
технологий, часто информатизация
образования понимается как компьютеризация
обучения, то есть использование
компьютера как средства обучения
и шире - многоцелевое использование
компьютера в учебном процессе.
Второй
составляющей информационных технологий
являются программы, управляющие
работой на компьютере, обслуживающие
эту работу. Третьей и самой
главной составляющей информационных
технологий с позиций дидактики
является учебное обеспечение,
это, по существу, особый класс
программ - обучающие программы,
обучающие системы. Собственно
они и задают, определяют процесс,
технологию компьютерного обучения.
Они все время совершенствуются
специалистами. В настоящее время
имеются базы и банки данных,
гипертекстовые системы, созданные
специально для обучающих целей.
Среди обучающих систем наиболее
распространены такие: для тренировки
умений и навыков, тренировочные;
для формирования знаний, в том
числе научных понятий; программы
по проблемному обучению; имитационные
и моделирующие программы; дидактические
игры.
К
наиболее сложным программам
относятся интеллектуальные (в том
числе экспертные) обучающие системы.
Их особенность в том, что
они диагностируют учащегося
и составляют историю его обучения,
модель конкретного ученика, и
предлагают на этой основе
индивидуальную программу обучения.
Таким
образом, информатизация образования
ведет, как было сказано, к
изменению существенных сторон
дидактического процесса. Изменяется
деятельность учителя и ученика.
Ученик может оперировать большим
количеством разнообразной информации,
интегрировать ее, имеет возможность
автоматизировать ее обработку,
моделировать процессы и решать
проблемы, быть самостоятельным
в учебных действиях и другое.
Учитель также освобождается
от рутинных операций, получает
возможность диагностировать учащихся,
следить динамику обучения и
развития ученика. Следует сказать,
однако, что масса учителей, несмотря
на стремительное развитие информационных
технологий, не готова к переходу
от классно-урочной формы обучения
и от объяснительного традиционного
обучения к использованию информационных
технологий в образовании. Электронная
техника пока используются в
основном как вспомогательное
средство обучения. В определенной
мере учителя правы: компьютер
и новые информационные технологии
постепенно будут менять дидактический
процесс и, вероятно, не заменят
полностью традиционные технологии
обучения. Тем не менее в стране
очень многое делается для
внедрения в образовательные
процессы информационных технологий
и для обучения учителей в
этой области.