Понятие о средствах обучения, их функции, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Краткое описание

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения.

Вложенные файлы: 1 файл

36в.docx

— 18.14 Кб (Скачать файл)

Понятие о средствах  обучения, их функции, классификация

       Средства обучения - это источник  получения знаний, формирования  умений. К ним относятся наглядные  пособия, учебники, дидактические  материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные  кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ  и другие средства массовой  коммуникации. В качестве средств  обучения могут выступать реальные  объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и  методы, являются частью педагогической  системы и выполняют в ней  свое назначение. Выбор средств  обучения зависит от дидактической  концепции, целей, содержания, методов  и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая,  контрольная. В науке нет строгой  классификации дидактических средств.  Можно воспользоваться классификацией  польского дидакта В.Оконя, в  которой средства расположены  по нарастанию возможности заменять  действия учителя и автоматизировать  действия ученика. 

      Простые  средства 1. Словесные: учебники и  другие тексты. 2. Простые визуальные  средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

      Сложные  средства 3. Механические визуальные  приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп  и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель,  магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные:  звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные  сети.  

17.2 Характеристика  средств обучения

       Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения  имеют древнюю историю. Главные  среди них - учебники. Следует  напомнить, что функция учебника  не только предъявить информацию, но и управлять познавательной  деятельностью, работой с ней.  Среди словесных средств большое  значение имеют раздаточные материалы.  Они имеются по всем основным  предметам и представляют набор  заданий, упражнений, схем.

      Основная  функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов.  Демонстрировать можно реальные  объекты. Так, в Лондоне учебный  отдел на знаменитом лондонском  мосту знакомит с ним школьников. Любое производство, объект, где  возможна экскурсия, является  средством обучения. Но подавляющее  большинство наглядных средств  - это модели, макеты, рисунки, карты.  Их главная задача - обеспечить  восприятие информации и стимулировать  учебную деятельность.

      Среди  сложных средств (ТСО) группы 3,4,5 представляют механические и  электротехнические устройства. От  учителя требуется знать их  возможности и методику их  применения в изучении своего  предмета. ТВ и видеотехника как  дидактические средства имеют  большие возможности не только  в демонстрации материала, но  и в организации учения. Однако  дидактические аспекты применения  сложных электронных систем еще  недостаточно изучены.  

17.3 Компьютеры в  обучении. Информатизация образования

       Шестая группа средств обучения, по В.Оконю, представляет сложные  электронные устройства и телекоммуникационные  сети. Развитие информатики, их  создание и быстрый прогресс  дали толчок информатизации образования и породили направление в науке - педагогическую информатику. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины 20 века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя...

      Рост  потребности в информации и  увеличение потоков информации  в человеческой деятельности  обуславливает появление новых  информационных технологий (НИТ) - разработка  и использование электронных  средств для работы с информацией,  наряду с традиционными информационными  технологиями, в которых используются  традиционные носители информации (бумага, пленка).

      Информатизация  образования - комплекс мер по  преобразованию педагогических  процессов на основе внедрения  в обучение и воспитание информационной  продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации  образования является в первую  очередь информатика, затем кибернетика,  теория систем и, конечно, дидактика.  Информатика, как известно, - отрасль  знаний, изучающая производство, переработку,  хранение и распространение информации  в природе, обществе, техносфере.

      Проникновение  в образование новых информационных  технологий заставляет посмотреть  на дидактический процесс как  на информационный процесс, в  котором происходит получение  информации учащимися, ее переработка  и использование. Программированное  обучение и вслед за ним  технология обучения показали, что  учение, понимаемое как процесс  переработки информации, может быть  строго управляемо, подобно процессам  в сложных системах, которыми  занимается кибернетика. Поэтому  информатизацию образования следует  рассматривать не просто как  использование компьютера и других  электронных средств в обучении, а как новый подход к организации  обучения, как направление в науке,  которое ученые называют педагогической  информатикой. Информационный подход  к обучению ставит перед дидактикой  и педагогикой ряд проблем. 

      Так,  например, возникает вопрос о  формах представления знания  в учебном процессе, имеются в  виду и традиционные тексты, наглядные  материалы, и новые формы, создаваемые  по аналогии с информационными:  текст, деленный на блоки или  иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного  сигнала В.Шаталова), дерево понятий  (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою  очередь формы представления  знаний обуславливают поиски  средств их представления в  дидактическом процессе и методов  по переработке информации, то  есть учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы  суть основные вопросы дидактики. 

      Кроме  того, возникает ряд общепедагогических  и социальнопедагогических проблем  или аспектов информатизации  образования. Появился термин "визуальное  образование", который означает, что в обучении изображение,  образ, модели, знаки будут играть  все большую роль, оттесняя привычные  тексты. Работа со знаками и  знаковыми системами, перевод  из одной знаковой системы  в другую, кодирование и декодирование  - эти и другие процедуры должен  уметь делать человек информационного  общества.

      В  связи с этим возникает вопрос  об информационной культуре личности, под которой понимают наличие  знаний в области информации  и умения работать с информацией.  Информационную культуру личности, считают ученые, надо формировать  в школе. Поэтому во второй  половине 20 века в педагогике  формируется направление - медиа-образование,  которое исследует вопрос об  изучении школьниками средств  массовой коммуникации.

      Главные  задачи медиа-образования ученые  понимают так: подготовить школьников  к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения  пользоваться информацией в различных  видах, владеть способами общения  с помощью информационных технологий  и средств, то есть осуществлять  коммуникации, осознавать последствия  воздействия на человека средств  информации, в особенности средств  массовой коммуникации. В школах  развитых стран изучается специальный  предмет, призванный решать эти  задачи. Его содержание примерно  такое: понятие о коммуникации, знаковые системы, представление  информации, средства массовой коммуникации. В последние годы к этому  добавляют и компьютерную грамотность,  что дает название предмету - "Основы  компьютерной и медиа-грамотности".

      В  отечественной педагогике было  и имеется нечто близкое к  медиа-образованию в отдельных  школах виде обучения киноискусству,  журналистике, аудиовизуальной культуре. Можно сказать, что информационной  культре наши школьники обучаются  самостоятельно, работая с домашними  электронными средствами.

      В  СССР, а затем и в России  была разработана и осуществляется  концепция информатизации образования.  Ее главные направления таковы:

      - освоение  и внедрение новых информационных  технологий в обучение, воспитание  и управление образованием на  основе исследовательских работ  по дидактике, иннформатике;

      - формирование  информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера  и других электронных средств,  элементарных умений программировать; 

      - изменение  методов, форм и содержания  обучения в связи с проникновением  в учебный процесс информационных  технологий;

      - подготовка  учителей к осуществлению обучения  в условиях работы с электронными  средствами.

      Можно  видеть, во-первых, что информатизация  образования затрагивает такие  ажные компоненты образования,  как цели и содержание. Одним  из главных компонентов, составляющих  модель выпускника школы и  вуза, становится информационная  культура. Это требует не только  введения специальных предметов  в школе и вузе, но и пересмотра  содержания традиционных школьных  дисциплин; и характер этих  изменений пока еще не ясен  ученым.

      Во-вторых, использование в учебном процессе  автоматизированных обучающих систем  и других технологий ведет  к пересмотру методов и форм  обучения в школе, к анализу  и новому пониманию дидактического  процесса, установлению новых принципов  обучения, а также к новому  взгляду на процесс обучения  и с точки зрения психологии. Появилось такое явление, как  дистанционное образование. Содержание  этого понятия и сам процесс  дистанционного обучения пока  еще мало изучены. Речь идет  об обучении любых учащихся  с помощью сети электронных  средств и программ, специальных дистанционных курсов, что требует решения многих теоретических и практических вопросов.

      В-третьих,  информатизация образования предполагает  прежде всего разработку учебного  обеспечения дидактического процесса  на основе новых и традиционных  информационных технологий. Следует  знать, что новые информационные  технологии в образовании включают  в себя три составляющие: технические  устройства, программное обеспечение  и учебное обеспечение. К современным  техническим устройствам, кроме  компьютера, относятся принтер, модем,  сканер, теле- и видеоаппаратура,  устройства для преобразования  информации из одной формы  в другую и пр. Поскольку компьютер  является основой информационных  технологий, часто информатизация  образования понимается как компьютеризация  обучения, то есть использование  компьютера как средства обучения  и шире - многоцелевое использование  компьютера в учебном процессе.

      Второй  составляющей информационных технологий  являются программы, управляющие  работой на компьютере, обслуживающие  эту работу. Третьей и самой  главной составляющей информационных  технологий с позиций дидактики  является учебное обеспечение,  это, по существу, особый класс  программ - обучающие программы,  обучающие системы. Собственно  они и задают, определяют процесс,  технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются  специалистами. В настоящее время  имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные  специально для обучающих целей.  Среди обучающих систем наиболее  распространены такие: для тренировки  умений и навыков, тренировочные;  для формирования знаний, в том  числе научных понятий; программы  по проблемному обучению; имитационные  и моделирующие программы; дидактические  игры.

      К  наиболее сложным программам  относятся интеллектуальные (в том  числе экспертные) обучающие системы.  Их особенность в том, что  они диагностируют учащегося  и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и  предлагают на этой основе  индивидуальную программу обучения.

      Таким  образом, информатизация образования  ведет, как было сказано, к  изменению существенных сторон  дидактического процесса. Изменяется  деятельность учителя и ученика.  Ученик может оперировать большим  количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность  автоматизировать ее обработку,  моделировать процессы и решать  проблемы, быть самостоятельным  в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается  от рутинных операций, получает  возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и  развития ученика. Следует сказать,  однако, что масса учителей, несмотря  на стремительное развитие информационных  технологий, не готова к переходу  от классно-урочной формы обучения  и от объяснительного традиционного  обучения к использованию информационных  технологий в образовании. Электронная  техника пока используются в  основном как вспомогательное  средство обучения. В определенной  мере учителя правы: компьютер  и новые информационные технологии  постепенно будут менять дидактический  процесс и, вероятно, не заменят  полностью традиционные технологии  обучения. Тем не менее в стране  очень многое делается для  внедрения в образовательные  процессы информационных технологий  и для обучения учителей в  этой области.

Информация о работе Понятие о средствах обучения, их функции, классификация