Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:17, контрольная работа
Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.
1. Понятие о памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Уровни переработки информации.
4. Индивидуальные различия памяти у людей.
5. Значение внимания в профессиональной деятельности.
6. Список литературы.
ГОУ ВПО
Дальневосточный
Государственный Университет
Кафедра: « Психология»
Контрольная работа по дисциплине « Психология»
Выполнил: Барабаш О.С.
Шифр : 09-ОПУ-330
Хабаровск 2013г.
Содержание.
1. Понятие о памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Уровни переработки информации.
4. Индивидуальные различия памяти у людей.
5. Значение внимания в профессиональной деятельности.
6. Список литературы.
Понятие памяти.
Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию
и избирательно ее актуализировать,
использовать для регулирования
поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее
взаимодействие индивида со средой. Память
интегрирует жизненный опыт, обеспечивает
непрерывное развитие человеческой
культуры и индивидуальной жизнедеятельности.
На основе памяти человек ориентируется
в настоящем и предвидит
Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), обобщенными в его работе "О памяти" (1885 г.). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел "кривую забывания", графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социокультурных факторов.
В процессе развития индивид
все в большей мере ориентируется
на смысловые, семантические связи
запоминаемых структур. Один и тот
же материал по-разному хранится в
памяти в зависимости от структуры
личности, ее потребностно-мотивационных
особенностей. Память машины - механическая
память. Память человека - ценностно-интегрированное
хранение информации. Накопление материала
в памяти (архивация) осуществляется в
двух блоках: в блоке эпизодической и
в блоке семантической (
В зависимости от особенностей
запоминаемого материала
Последовательно наступающие
явления запечатлеваются в лине
От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.
Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.
Извлечение усвоенного материала
из памяти с целью использования
при узнавании, припоминании, воспоминании
называется актуализацией (от л
Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти - скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.
Фонд человеческой памяти
пластичен - с развитием личности
происходят изменения и в структурных
образованиях его памяти. Память неразрывно
связана с деятельностью
Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки - это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.
Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.
Память - это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.
Классификация видов памяти.
Виды памяти классифицируются
по различным основаниям. По характеру
психической активности, преобладающей
в деятельности, выделяют: образную,
эмоциональную и словесно-
Образная память, в свою, очередь подразделяется на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и осязательную, причем у разных субъектов, в зависимости от ведущей модальности может доминировать один из этих типов. Об огромных возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма.
Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.
Содержаниями словесно-
Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная). Другой вариант классификации — по характеру материала, сохраняемого памятью: ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную.
По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают: кратковременную, оперативную, долговременную.
Кратковременная память — это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной памяти. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания функциональных связей между нейронами, посредством реверберации возбуждения по кольцевым нейронным цепочкам.
Центральную роль при кратковременном
удержании данных играют процессы внутреннего
называния и активного
механического (акустико-артикуляционнога) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволя ет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но не достаточен для ее перевода в долговременную память;
повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включе нием удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (напри мер, укрупнением единиц информации). В отличие от кратковременно го, долговременное запоминание возможно только при втором виде по вторения.
В кратковременной' памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).
От кратковременной следует отличать оперативную память.
Оперативная память — это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.
Долговременная память —
подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное
— от часов до десятилетий —
удержание знаний, сохранение умений
и навыков. Характеризуется огромным
объемом сохраняемой
Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.
Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них — организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделе-
ния более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям.
Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, выделение семантических характеристик возможно уже на относительно анних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие пе-бвода материала из сенсорной в кратковременную память — обращение него внимания.
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произ вольную и непроизвольную. '
Непроизвольная память —
это запоминание и
Произвольная память —
это запоминание и
По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: механическая и смысловая.
Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.
Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.
Процессы памяти
В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Важным и неотъемлемым компонентом мнемической деятельности следует также признать забывание.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом, Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность — далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запе-чатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.