Понятие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Содержание

1. Понятие о памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Уровни переработки информации.
4. Индивидуальные различия памяти у людей.
5. Значение внимания в профессиональной деятельности.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 101.98 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

Дальневосточный Государственный Университет Путей  Сообщения

 

 

 

 

Кафедра: «  Психология»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине « Психология»

 

 

 

 

Выполнил: Барабаш  О.С.

Шифр : 09-ОПУ-330

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013г.

Содержание.

1. Понятие о памяти.

2. Классификация видов  памяти.

3. Уровни переработки  информации.

4. Индивидуальные различия  памяти у людей.

5. Значение внимания в  профессиональной деятельности.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие памяти.

 

Память - интегрированное  психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования  поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется  в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), обобщенными в его работе "О памяти" (1885 г.). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел "кривую забывания", графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социокультурных факторов.

В процессе развития индивид  все в большей мере ориентируется  на смысловые, семантические связи  запоминаемых структур. Один и тот  же материал по-разному хранится в  памяти в зависимости от структуры  личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины - механическая память. Память человека - ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в  форме схематических образований  из смысловых опорных точек, характеризующих  наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие  явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются - относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.

От организации материала  в памяти зависит возможность  его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той  связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между  тем ум, способность устанавливать  взаимосвязи и является основой  памяти.

Извлечение усвоенного материала  из памяти с целью использования  при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis - действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено "на крючках" ассоциаций. Тайна хорошей памяти - в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной области может сочетаться с невежеством в других сферах жизни. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка - самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у  человека значительно шире, чем это  ему представляется. Трудности памяти - скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного  забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен - с развитием личности происходят изменения и в структурных  образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида - прочно запоминается то, что включено в активную жизнедеятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки - это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства  и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память - это психический  механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

 

 

 

 

 

Классификация видов  памяти.

 

Виды памяти классифицируются по различным основаниям. По характеру  психической активности, преобладающей  в деятельности, выделяют: образную, эмоциональную и словесно-логическую память.

Образная память, в свою, очередь подразделяется на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и  осязательную, причем у разных субъектов, в зависимости от ведущей модальности  может доминировать один из этих типов. Об огромных возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма.

Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний  и играет важную роль в обеспечении  процесса программирования поведения  по удовлетворению потребностей. Пережитые  и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.

Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. Этот вид памяти, по мере интеллектуального развития субъекта, постепенно начинает преобладать и становится ведущим (определяющим) для др. видов, обеспечивая их развитие и вер-бально опосредованное функционирование.*

Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная). Другой вариант  классификации — по характеру  материала, сохраняемого памятью: ее можно  разделить на память когнитивную, эмоциональную  и личностную.

По продолжительности  закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают: кратковременную, оперативную, долговременную.

Кратковременная память —  это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и  оперативное преобразование сенсорной  информации, поступающей от органов  чувств или из долговременной памяти. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания  функциональных связей между нейронами, посредством реверберации возбуждения  по кольцевым нейронным цепочкам.

Центральную роль при кратковременном  удержании данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения материала, обычно—в форме скрытого проговаривайия. Выделяются два вида такого повторения:

механического (акустико-артикуляционнога) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволя ет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но не достаточен для ее перевода в долговременную память;

повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включе нием удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (напри мер, укрупнением единиц информации). В отличие от кратковременно го, долговременное запоминание возможно только при втором виде по вторения.

В кратковременной' памяти может  храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения  не препятствуют запоминанию больших  объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

От кратковременной следует отличать оперативную память.

Оперативная память — это  подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной  тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

Долговременная память —  подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное  — от часов до десятилетий —  удержание знаний, сохранение умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структурно-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот.

Основным механизмом перехода данных в долговременную память и  их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной  памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым  условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько  форм организации знаний. Одна из них  — организация семантической  информации в иерархические структуры  по принципу выделе-

ния более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям.

Иногда как самостоятельный  вид рассматривается сенсорная  память (иконическая, эхоическая и др.) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, выделение семантических характеристик возможно уже на относительно анних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие пе-бвода материала из сенсорной в кратковременную память — обращение него внимания.

В зависимости от целей  деятельности память подразделяется на: произ вольную и непроизвольную. '

Непроизвольная память —  это запоминание и воспроизведение  при отсутствие осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память —  это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить  и требующие волевого усилия.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: механическая и смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных  и смысловых связей.

Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых  связей между понятиями.

 

Процессы памяти

 

В памяти выделяются три  взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Важным и неотъемлемым компонентом  мнемической деятельности следует также признать забывание.

Запоминание — это процесс  памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой  информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом, Важнейшей особенностью запоминания  выступает его избирательность  — далеко не вся информация, поступающая  в мозг, подлежит запе-чатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

Информация о работе Понятие памяти