Понятие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Содержание

1. Понятие о памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Уровни переработки информации.
4. Индивидуальные различия памяти у людей.
5. Значение внимания в профессиональной деятельности.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 101.98 Кб (Скачать файл)

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и  воспроизведении ему легче всего  опираться на зрительные образы. У  другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

"Чистые" виды памяти  в смысле безусловного доминирования  одного из перечисленных крайне  редки. Чаще всего на практике  мы сталкиваемся с различными  сочетаниями зрительной, слуховой  и двигательной памяти. Типичными  их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая  память. Однако у большинства  людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает  профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая  смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита  память на лица.

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они  определяют то, что и как человек  запоминает, хранит и припоминает. Запоминание  также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение  определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что  для нас интересно и эмоционально значимо. Эмоционально насыщенное будет  лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления  может играть общее состояние  личности в момент получения этого  впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с  физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически  во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой  кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые  в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Каждодневные изменения  нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени  мы что-то помним и что-то забываем о  себе. Существуют, по-видимому, не очень  заметные, но похожие на болезненные  расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так  же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются  те же расстройства памяти, которые  в крайне выраженной форме наблюдаются  у больных, поэтому важно иметь  представление о типичных таких  нарушениях.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная - невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия - вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Склонность к забыванию  неприятного широко распостранена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание  чего- либо проявляется, если оно связано с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение  жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс  развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. 
Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. 
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. 
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Кроме того и сами средства-стимулы  для запоминания подчиняются  некоторой закономерности: сначала  они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование  для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и  т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

 

Значение внимания в профессиональной деятельности.

 

Внимание — один из познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Многие ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. П. Я. Гальперин утверждал, что внимание представляет собой психический процесс, продуктом которого является контроль. Но все же большинство ученых считают внимание психофизиологическим процессом, состоянием, характеризующим динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. 
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: 
Устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. 
Сосредоточенность — способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при отвлечении от других. 
Переключаемость — перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. 
Распределение — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. 
Объем — размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. 
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания — послепроизвольное. Оно возникает по времени после произвольного. И если для произвольного внимания характерны наличие цели и волевого усилия, то при послепроизвольном внимании цель остается, а волевое усилие уходит. Деятельность захватывает человека, становится для него интересной, и ему не нужны дополнительные усилия для поддержания внимания. 
Основные принципы концентрации внимания: 
1. Развивать внимание к существенному. Направьте внимание на изучаемый предмет и попытайтесь выделять в нем все новые стороны, аспекты, признаки, черты, свойства, связи. Постарайтесь сразу, чтобы благодаря этому процесс достижения познавательной цели становился все более эффективным. Следите, чтобы внимание было направлено только на изучаемый предмет, и не допускайте его переключения на другие предметы. 
2. Не закреплять несущественную информацию. Информацию, воспринятую, но не существенную для постижения изучаемого предмета, не следует закреплять, то есть она не должна ни запечатлеваться, ни повторять информацию.  
3. Отбрасывать несущественную информацию. Полученную несущественную информацию необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой информации и таким образом отбрасывать. Чтобы отбросить незакрепленную информацию, достаточно воспринять семь или более новых сообщений. 
Внимание тесно связано с восприятием. Поэтому важно знать основные принципы запечатления информации: 
1. Запоминание начинать с утверждения: «Я это запомню!» 
2. Правильно выбирать познавательные связи. Выберите вид познавательной связи, соответствующей той особенности информации, которую требуется запечатлеть. Смысл и значение информации запечатляются с помощью смысловых связей, ее ассоциации — с помощью ассоциативных связей, структура — с помощью структурных связей. 
3. Устанавливать разносторонние познавательные связи с целью долговременного запечатления информации. Кратковременное и быстрое запечатление достигается с помощью структурных или ассоциативных связей. Для долговременного запечатления следует использовать смысловые связи. Запечатление будет максимально прочным, если устанавливаются более разносторонние смысловые связи, а для дополнительного усиления используются ассоциативные и структурные связи. 
4. Использовать соответствующие познавательные связи. Установить связь между запечатлеваемой информацией и вашими знаниями, сопряженными с этой информацией. Наибольшее количество информации теряется на ранних стадиях запечатления. 
Внимание менеджера — большая воспитательная сила. Если подчиненный видит, что руководитель внимательно следит за ним, чувствует его настроение, состояние здоровья, учитывает усталость, моральное состояние, то он значительно лучше работает и лучше относится к старшему. 
Внимание проявляется в деятельности. Осуществление любой деятельности требует проявления больших или меньших волевых усилий. Значит, указывает М. И. Станкин, волевое воспитание неизменно ведет и к воспитанию внимания. Однако объем и продолжительность волевых усилий следует увеличивать постепенно. Например, давая служащему задание, надо сначала требовать составления плана выполнения работы и контроля над ней, затем — самостоятельной проверки полученных результатов, затем — составления подробного отчета о выполненной работе. 
При выполнении какой-нибудь особенно тяжелой работы ничто не должно отвлекать внимание. Рабочее место следует организовывать так, чтобы все необходимое было под рукой. Поиски конспекта, инструкции, инструмента отвлекают внимание, расхолаживают. Легче поддерживать внимание в тишине или при негромкой мелодичной музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Учебник «Общая психология», издательство Москва, 1995 год.

2. Аткинсон, Вильям «Сила мысли; Память и уход за ней», издательство Москва, 1996 год.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001 год.

4. Интернет-ресурс «Рубинштейн С.Л. основы общей психологии»[электрон. ресурс] -режим доступа: http//www.yanko.lib.ry/.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов Н/Д: Феникс, 1999 год.

6. Немов Р. С. Психология. 1995 год.

7. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986 год.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие памяти