Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:59, лекция
Возрастная психология – это раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возрастная психология делится на:
детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу;
психологию младшего школьника;
психологию подростка;
психологию юности;
психологию взрослого человека (акмеологию);
геронтопсихологию
Новообразования – т.е. психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. (Например, дошкольный возраст: соподчинение мотивов, самосознание).
Как отмечали Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн – подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в тоже время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между "хочу", но "не могу". Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширится границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей.
Т.о. разрешение одних противоречий приводит к появлению других. Основной закон психического развития Выготский Л.С. сформулировал следующим образом: "Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, возрастной ступени".
В. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.
Дифференциация заключается в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне.
Г. На протяжении психического развития происходит смена детерминант – причин, которые его определяют. (На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Д. Психика отличается пластичностью. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться.
Одно из проявлений пластичности
состоит в компенсации
Другое проявление пластичности
– подражание. В последнее время
оно рассматривается как
Задачи психологии развития и возрастной психологии как науки
Задачи возрастной психологии формулируются, исходя из недостаточно разработанных в науке проблем, социального заказа и затруднений в практике образования и социализации детей и подростков и деятельности других возрастных когорт населения.
В обществе сейчас пересматривается роль педагогических воздействий в развитии личности. Делаются попытки создать эталоны, которые должны стать эталонами нового поколения. Отсюда задача: определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения). Стране нужны люди, готовые к инновационной (творческой) деятельности.
При формулировании задач возрастной психологии необходимо исходить не только из социального заказа и мнения психологов о том, что реально можно сформировать в данном возрасте. Правомерен и обратный вопрос: «Если возможно сформировать данное качество, то нужно ли оно человеку в этом возрасте?» Может быть, для развития ребенка важнее «развернуть» (наполнить новым содержанием) наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление? Например, В.В. Давыдов установил, что в младшем школьном возрасте можно научить ребенка абстрактно-логическому мышлению - но нужно ли? А.В. Запорожец считал, что дошкольник должен доиграть свое детство. Сейчас сплошь и рядом дошкольники не умеют играть, что, безусловно, может сказаться и в будущем при освоении этими людьми семейных, профессиональных и других ролей. Данные о возможностях развития нужны для определения зоны ближайшего развития, выявления задатков и способностей, а не для его ускорения.
Кроме того, в современной науке не описана психология образа жизни современного ребенка, необходимо определение конкретных показателей всех сторон психического развития, которые должны быть достигнуты в каждом возрасте, необходимы как ориентир в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения. Отсутствие возрастных нормативов обученности и воспитанности затрудняет оценку эффективности школы и отдельно взятого учителя (воспитателя).
Следующие вопросы возрастной психологии изучены недостаточно.
Психология развития - фундаментальная, а не прикладная область психологии. Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины. Кроме того, на каждом этапе развития возрастной психологии как науки предмет ее исторически менялся, он расширялся за счет решения новых задач образования детей и взрослых, за счет изменения экономической и социальной ситуации развития новых поколений, запросов общества, а также, исходя из логики развития самой науки психологии и ее отраслей, которые не только обогащали возрастную психологию, но и ставили перед нею все новые и новые задачи.
Связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.
Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психологии, дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех. Но при этом рассматриваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития у взрослых.
Итак, возрастная психология — особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, — это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Выготский. Проникновение возрастной психологии в другие науки, ее глубокая интеграция с ними являются основой возникновения новых проблем и современных задач возрастной психологии как науки.
Так, глубокая интеграция возрастной психологии с педиатрией привела к решению психологами таких задач, как исследование взаимодействия «мать-ребенок» в пренатальном(внутриутробном) его развитии. Авторы утверждают, что ребенок становится элементом системы взаимодействия «мать-ребенок» с момента возникновения психического отражения во внутриутробном развитии. (О.А. Шаграева, 2001).
Процессы интеграции, как известно, диалектически связаны с процессами дифференциации науки, в том числе, возрастной психологии. В настоящее время можно выделить следующие разделы, причем некоторые из них стали оформляться в самостоятельные отрасли психологической науки, например, детская психология (B.C. Мухина, 1975), социальная возрастная психологии (Я. Л. Коломинский, 1984) и др.
Кроме того, в современной возрастной психологии принято выделять такие разделы: общие и основные закономерности развития, закономерности развития в отдельные возрастные периоды (в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом и старческом возрастах). Два последних из указанных возрастов в возрастной психологии разработаны значительно хуже, чем все остальные. Отсюда можно сформулировать еще одну задачу современной возрастной психологии: изучение закономерностей развития в зрелом и старческом возрастах. Первая задача - изучение психологии зрелой личности — решается в таком разделе возрастной психологии, как акмеология (акме - греч.- вершина); в психологии под акме понимается вершина жизни, период расцвета личности. Акмеология призвана осуществлять комплексное исследование и давать целостную картину субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях, чтобы активно повлиять на достижение высших уровней, на которые может взойти практически каждый (Н.В. Кузьмина, 1999).
Раздел возрастной психологии, изучающей закономерности психологии старения называют геронтопсихологией. Главное, что отличает возрастную психологию от других отраслей психологического знания - акцент на закономерных изменениях в психике человека в связи с возрастом и условиями его жизни, т.е., на динамике его развития. Совсем недавно возникла новая психологическая специальность и, соответственно, - отрасль психологического знания - психология развития. Взаимосвязи и взаимопроникновения психологии развития, возрастной психологии и акмеологии очевидны. С нашей точки зрения, психология развития и возрастная психология рассматривают не только возрастные изменения в психике, но и обусловленность их историческими, социальными, культурными, семейно-бытовыми и другими условиями жизни человека от зачатия до момента физической смерти и ее влияния на близких.
Прежде чем начать обсуждение
самих закономерностей
Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.
Критерием возрастной
периодизации А. Н. Леонтьева
являются ведущие деятельности.
Развитие ведущей деятельности
обусловливает главнейшие
В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
А. В. Петровский
для каждого возрастного
Реально возрастная
периодизация каждого
Информация о работе Понятие психологии развития. Понятие «развитие» в психологии развития