Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

Важной отраслью научных социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального поведения человека. Традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: Установка, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению.

Содержание

Вступление
Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной
Понятие установки, ее структура и функции
Феномен Лапьера
Изменение социальных установок
Поведение, как фактор определяющий установки
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_соц. психологія.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

Изменение социальной установки  должно быть проанализировано как с  точки зрения содержания объективных  социальных изменений, затрагивающих  данный уровень диспозиций, так и  с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой  личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в  контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав  изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения  между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.

Эта перспектива требует  решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте  деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания  социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения?

Поведение, как  фактор определяющий установки

Хотел бы обратить внимание к идее, суть которой заключается  в том, что установки зависят  от поведения. Известно, что мы защищаем порой то, во что верим, но можно  ли говорить, что, защищая что-либо, мы начинаем в это верить? (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Установки и действия порождают друг друга

 

Исполнение  ролей

Слово «роль» означает действия, ожидаемые от тех, кто занимает определенное социальное положение. Приступая к исполнению новой социальной роли, мы поначалу можем испытывать неловкость, однако это чувство быстро проходит.

Более серьезный урок изучения ролевого поведения касается того, как нереальное (искусственная роль) может превратиться в нечто реальное. Приступая к исполнению новых обязанностей педагога, солдата или бизнесмена, мы начинаем играть роль, которая формирует наши установки.

Высказанное становится убеждением

Выражая свои мысли, мы порой  говорим именно то, что, как нам  кажется, хочет услышать наш собеседник

Люди, которых вынудили дать устные или письменные показания  о чем-либо, в чем они совершенно не уверены, нередко переживают, что  невольно стали обманщиками. Но это  не мешает им начать верить в собственные  слова при условии, что их не подкупают и не принуждают к этому. Утверждение, сделанное в отсутствие внешнего давления, становится убеждением (Klaas, 1978).

Принцип, согласно которому поведение формирует установки, распространяется и на безнравственные  поступки. Нередко зло становится результатом постепенно нарастающих уступок. Незначительный некрасивый поступок может облегчить совершение более тяжкого проступка. Дурные поступки расшатывают нравственность того, кто их совершает. Перефразируя Ларошфуко, можно сказать, что легче найти человека, который никогда не поддавался искушению, чем человека, который поддался ему лишь раз в жизни (La Rochefoucauld, Maxims, 1665).

<Наши самоопределения  не создаются в наших головах;  их куют наши поступки. Роберт Макаффи Браун, Творческий беспорядок: динамика изящества, 1980>

Жестокость разъедает  совесть того, кто проявляет ее. Причинение вреда ни в чем не повинным людям — в форме оскорбительных высказываний или нанесением ударов электрическим током, — как правило, приводит к тому, что агрессоры  начинают унижать свои жертвы: это  помогает им оправдывать свое поведение (Berscheid et al., 1968; Davis & Jones, 1960; Glass, 1964). Мы склонны не только обижать тех, кто нам не нравится, но и не любить тех, кого обижаем. В экспериментах, позволивших сделать этот вывод, испытуемые особенно активно оправдывали свои действия тогда, когда их не принуждали совершать их, а уговаривали. Мы берем на себя большую ответственность за те поступки, которые совершаем добровольно.

Безнравственные поступки формируют  личность, но то же самое, к счастью, можно сказать и о нравственных поступках. Говорят, о характере  человека можно судить по тому, что  мы делаем, когда думаем, что нас  никто не видит.

Связь «установка — поведение» — это «улица с двусторонним движением»: мы не только действуем сообразно  своим мыслям, но и начинаем мыслить  в соответствии с теми или иными  совершаемыми поступками. Действуя, мы усиливаем идею, лежащую в основе нашего действия, и прежде всего  в тех случаях, когда чувствуем  ответственность за него. Нам свойственно  оправдывать собственные деяния и считать их правильными. То же самое  можно сказать и о нашем  социальном сознании: его помогают формировать наши поступки. Мы не только отстаиваем то, во что верим, но и  начинаем верить в то, что отстаиваем.

Почему поступки влияют на установки

Теперь мы уже знаем, что  «река» — феномен «влияние поведения  на установки» — образована несколькими  потоками — экспериментально полученными  доказательствами в пользу его существования. Содержатся ли в этих доказательствах  какие-либо намеки на то, почему поведение  влияет на установки? Социальные психологи  называют три возможные причины. Сторонники теории самопрезентации исходят из того, что из стратегических соображений мы выражаем установки, которые позволяют производить впечатление последовательной действующей личности. Согласно теории когнитивного диссонанса, оправдание поведения в собственных глазах необходимо нам для снижения психологического дискомфорта. Что же касается теории самовосприятия, то в соответствии с нею наши поступки разоблачают нас (если мы не уверены в своих чувствах или убеждениях, то начинаем следить за своим поведением так, как это сделал бы любой другой.) Давайте рассмотрим каждую из этих теорий.

Самопрезентация: управление впечатлением

Первое объяснение берет  начало от простой идеи, никому не хочется, чтобы его считали непоследовательным, и, чтобы этого не произошло, мы «озвучиваем» установки, соответствующие нашим  действиям. Чтобы избежать обвинения  в непоследовательности, мы при необходимости  можем притвориться, что разделяем  те установки, которые на самом деле нам чужды. Даже если это предполагает демонстрацию некоторой неискренности  или лицемерия, игра стоит свеч: вы произведете именно то впечатление, которого добиваетесь. Во всяком случае теория самопрезентации исходит именно из этого. Однако изменения установок, о которых мы говорили, это нечто большее, чем просто самопрезентация, ибо люди демонстрируют свои измененные установки даже тем, кто не знает, как они вели себя раньше. На вопрос, почему в некоторых случаях самопрезентация становится фактором действительного изменения установок, отвечают две другие теории.

Самооправдание: когнитивный диссонанс

Одна из теорий объясняет  изменение установок тем, что  у нас есть причины для поддержания  согласованности наших знаний. Именно в этом заключается смысл знаменитой теории когнитивного диссонанса, автором которой является Леон Фестингер (Festinger, 1957). Сама по себе теория проста, но область ее применения огромна. Согласно теории когнитивного диссонанса, мы испытываем напряжение («диссонанс»), если две одновременно воспринимаемые мысли или два убеждения («когниции») психологически несовместимы; нечто подобное мы испытываем тогда, когда решаем сказать или сделать нечто такое, в отношении чего испытываем смешанные чувства. Теория когнитивного диссонанса преимущественно имеет отношение к взаимному несоответствию поведения и установок. Мы осознаем и несоответствие поведения установкам, и несоответствие установок поведению. Когда мы ощущаем некоторое противоречие, возможно, даже определенное лицемерие, у нас возникает потребность в переменах.

Самовосприятие

Теория самовосприятия, предложенная Дарилом Бемом в 1972 г., исходит из того, что, наблюдая за собственным поведением, мы делаем аналогичные выводы. Когда наши установки слабы или неоднозначны, мы оказываемся в положении человека, наблюдающего за нами со стороны. Мы идентифицируем установки окружающих, внимательно наблюдая за их поведением в ситуациях, когда они имеют возможность действовать так, как хотят. Точно так же мы оцениваем и собственные установки. Слушая собственную речь, я получаю информацию о своих установках; наблюдая за своими действиями, я получаю сигналы относительно того, насколько сильны мои убеждения. Сказанное прежде всего справедливо в отношении таких ситуаций, при которых мне сложно объяснить свои действия давлением обстоятельств. О том, какие мы есть на самом деле, говорят поступки, которые мы совершаем по доброй воле.

Аналогичное объяснение эмоций было предложено еще сто лет тому назад Уильямом Джеймсом, который  считал, что мы судим о своих  эмоциях, наблюдая за своими телами и  за своим поведением.

Вспомните эффект недостаточного оправдания: наименьший побудительный  стимул, способный заставить людей  сделать что-либо, — как правило, наиболее эффективный способ внушить  им приверженность этим действиям и  в дальнейшем. Одно из возможных  объяснений этого феномена предлагает теория когнитивного диссонанса: если внешней стимуляции недостаточно для  оправдания нашего поведения, мы уменьшаем  диссонанс, находя оправдания внутри самих  себя.

Сторонники теории самовосприятия идут даже чуточку дальше. Вопреки представлению о том, что вознаграждения всегда усиливают мотивацию, они высказывают предположение, что ненужные вознаграждения иногда имеют скрытую цену. Вознаграждения, получаемые людьми за то, что они уже и так делают с удовольствием, могут привести к тому, что они припишут свои действия именно вознаграждению, а это может подорвать их самовосприятие, согласно которому они ведут себя именно так, поскольку это соответствует их собственному желанию.

Когда люди без всякого  вознаграждения или принуждения  занимаются тем, что им нравится, они  объясняют свои действия склонностью  к данной деятельности. Вознаграждение, «поступающее извне», потому подрывает  внутреннюю мотивацию, что заставляет людей именно ему приписывать  свое поведение.

Изложенный в этой главе  принцип, согласно которому поведение  формирует установки, преподносит  нам урок, весьма полезный в реальной жизни: если мы действительно хотим  изменить в себе что-либо, лучше не ждать озарения и не заниматься самокопанием. Иногда необходимо начать действовать.

Вывод

Хотите, чтобы что-нибудь вошло у вас в привычку, делайте  это.

Не хотите, чтобы что-то вошло у вас в привычку, не делайте  этого.

Хотите избавиться от привычки, делайте вместо привычного действия что-нибудь другое.

Эпиктет, римский философ-стоик

 


Информация о работе Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной