Понятия и разделы специальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:04, курс лекций

Краткое описание

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.
Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.
Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

– педиатра;

– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;

– оториноларинголога с характеристикой состояния;

– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;

– ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

2. Изучение продуктов деятельности  ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:

– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;

– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;

– особенности развития данного навыка в процессе обучения;

– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения со взрослыми.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.

Процедура психологического исследования включает 3 этапа:

1. Изучение  жалоб и анамнестических сведений.

2. Непосредственное  обследование ребенка.

3. Составление  заключения по данным психологического обследования.

Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.

Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:

– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;

– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;

– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;

– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.

 Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее часто сопровождает чрезмерное, иногда недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными «житейскими» словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.

Неквалифицированный пользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.

Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные сними границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения.

4. Психолого-медико-педагогические  комиссии и консультации

ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (кор-рекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по  функциональной диагностике);

- педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);

- логопед;

- психолог;

- социальный педагог;

- медицинский статистик.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

- психологическое  ознакомление субъектов учебно-воспитательного  процесса с особенностями развития  ребенка;

- более  наблюдательное и объективное  наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

- выработка  общего языка обсуждения тех  или иных проблем;

- объединение  усилия педагогов, психологов и  других субъектов учебно-воспитательного  процесса, заинтересованных в успешном  обучении и полноценном развитии детей и подростков;

- определение  программы индивидуального развития  ребенка;

- распределение  обязанности и ответственность  субъектов учебно-воспитательного  процесса;

- координирование  действия субъектов учебно-воспитательного  процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

Деятельность плановых консилиумов направлена на:

анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка;

внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

Наряду с работой на конечную (перспективную) цель тифло-психолог решает многие повседневные задачи:

- после определения психологической  готовности детей к школьному  обучению составляет совместно  с учителем, офтальмологом и дефектологом-методистом программу индивидуальной работы с детьми с целью формирования и развития их познавательной деятельности, лучшей адаптации к школе;

- помогает в реализации программы  педагогическому коллективу;

- разрабатывает и осуществляет  совместно с учителями, дефектологом-методистом и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся и тех задач их развития, которые соответствуют каждому возрастному этапу;

- держит под постоянным контролем  детей (особенно имеющих прогрессирующие заболевания органа зрения) в переходные, переломные моменты в жизни школьников;

- диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, которые препятствуют нормальному протеканию учебно-воспитательного процесса, осуществляет их коррекцию совместно с педагогическими и родительскими коллективами;

- проводит диагностико-коррекционную  работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

- выявляет и устраняет психологические  причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, воспитателем, со сверстниками, родителями и другими людьми;

- консультирует администрацию  школы, педагогической и родительский коллективы по психологическим проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушение зрения, дает рекомендации по развитию их внимания, восприятия, представлений, памяти, мышления, характера и т.д. с учетом особенностей их зрения;

- проводит индивидуальное и  групповое консультирование школьников  по вопросам обучения, развития, по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- осуществляет постоянную профориентационную  работу с учащимися (выявляет и развивает их способности, интересы, формирует адекватные самооценки, ценностные ориентации, жизненные перспективы и др.), которая должна подвести их к профессиональному самоопределению, к осознанному, самостоятельному выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности с учетом зрительных возможностей.

 

 

 

ТЕМА 3: ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

План

1. Слуховой анализатор: строение и особенности развития

2. Причины аномалий развития  слуха

3. Категории детей с  нарушением слуха

 

Литература:

 

  1. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М., 2004.
  2. Боскис Р.М.Учителю о детях с нарушением слуха – М., 1987
  3. Янн П. А. Воспитание и .обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Уче. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений – М.,2003
  4. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.

Информация о работе Понятия и разделы специальной педагогики