Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:58, курсовая работа
Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола. Сексуальное насилие нередко приводит к возникновению специфических расстройств и поэтому в международных классификациях болезней многими исследователями выделяется в отдельную проблему. Статистические данные о распространенности сексуального насилия в отношении женщин в нашей стране весьма противоречивы. По некоторым источникам, в нашей стране ежегодно регистрируется 7-8 тыс. случаев сексуального насилия, однако реальное число пострадавших, по меньшей мере, в 10 раз больше . Проблема далека от разрешения
Введение 3
Глава 1. Травмирующее события и его последствия для человека 5
1.1. Понятие травмирующего события 5
1.2. Понятие и признаки посттравматического стрессового
расстройства 7
Глава 2. Посттравматическое состояние у жертв сексуального насилия 12
2.1. Понятие сексуального насилия 12
2.2. Переживание сексуального насилия детьми 16
2.3. Поиск методов и форм психологической помощи при посттравматических стрессовых расстройствах 20
Библиография 26
Сексуальное насилие является
частным случаем
Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Виды сексуального насилия:
Реагирование ребенка на факт сексуального насилия зависит от его возраста, этапа психосексуального развития и условий совершения насильственного акта. Предлагается рассматривать последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, с учетом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному.
Для дошкольников наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, общее посттравматическое стрессовое расстройство, избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка и чрезмерный контроль. Однако возможны: агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, а также сексуальное поведение неподходящее, не соответствующее возрасту. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Это также является сигналом опасности, который должен привлечь внимание родителей и специалистов. Часто у детей возникает компульсивное желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют14.
Важен факт, что клиническая структура реактивных состояний у детей до 6-7 лет отличается малой выраженностью и полиморфизмом расстройств с преобладанием малодифференцированных реакций и стертых атипичных депрессивных состояний, и поэтому данные расстройства могут быть не замечены окружением ребенка.
Для детей школьного возраста
характерными симптомами перенесенной
психотравмы являются страх, невротические
и общие психические
Подробно описаны наиболее частые симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов:
На этапе адаптации
и эмоционально-когнитивной
Проявления и развитие ПТСР у детей по сравнению со взрослыми имеют ряд особенностей, что связано, в первую очередь, с особенностями детской психики. Е.М. Черепанова отмечает, что маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, а это крайне важно для преодоления стресса. Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.
У детей могут быть сны,
на первый взгляд непонятные, но вызывающие
ужас. Ребенок может не понимать,
что во сне каким-то образом отражена
катастрофа, тогда как постороннему
взрослому человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере
у детей порой достигают такой
выраженности, что их успехи в обучении
сильно ухудшаются. Отличники становятся
двоечниками, очень болезненно переживая
это. Вероятно, у детей имеют место
тревожные мысли
На сегодняшний день накоплен
относительно большой объем наработок
по методам психологической помощи
при травме многими направлениями
психологии. В результате многочисленных
теоретических и практических исследований
специалисты пришли к выводу, что
для устранения последствий травмирующей
ситуации нужна комплексная помощь
человеку. Это объясняется тем, что
психотравмирующие события
– Изменяется внутреннее
ощущение себя в мире («Я –
Духовное») т.е. изменяется
– Изменяется субъективная характеристика течения времени (в травматической ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая его нехватка) («Я – реальное»).
– Изменяется чувство безопасности («Я – Социальное»).
– Изменяется физическое состояние («Я – телесное»)16.
Уровни травмы |
|
Модель психологической помощи |
Телесно - ориентированная терапия
Групповая терапия (разные психотерапевтические
Психотерапевтические подходы: бихевиорально-когнитивный; психодинамический; гуманистический и др.
Экзистенциальная терапия |
Рис. 1. Модель психологической помощи пережившим травму17
Вышеизложенное обуславливает необходимость использования биопсихосоционоэтической модели психологической помощи при психической травме, которая позволяет выделить четыре уровня работы с последствиями психотравмирующих событий и применить соответствующие этим уровням методы психологической помощи.
Эта модель позволяет выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психотерапевтических направлений в работе с психологической травмой (мультимодальный подход в психологической помощи). В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психологические техники позволяют корректировать психотравму как многофакторное целостное образование.
Система (программа) предлагаемой психологической помощи основывается на следующих требованиях: комплексность, дифференцированность и этапность.
В предлагаемой модели основное внимание уделяется в начале первому уровню, а затем второму, третьему и четвертому уровням травмы.
1-й уровень психологической помощи – телесно-ориентированная терапия. Согласно подходу Питера Левина, психотерапевтическая работа с травмой должна быть направлена, прежде всего, на восстановление естественной способности к саморегуляции, которая в свою очередь, понимается как психологическая и биологическая способность к целенаправленной самоорганизации. Саморегуляция им рассматривается как естественная природная способность человека к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах организма, активизация и телесное осознание которых помогает преодолеть психотравмирующую ситуацию
2-й уровень психологической помощи – групповая работа. Групповая психотерапия позволяет решать более широкий круг общих для клиентов задач, в число которых входят следующие: создание безопасного социального пространства, обучение методам совладания с последствиями травмы, возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.
3-й уровень психологической
помощи – Разные
4-й уровень психологической
помощи – экзистенциальная
Осмысление произошедшего, «придание смысла» травме – необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления.
Таблица
Методы (техники), используемые при работе с психической травмой
Уровни психики |
Психотерапевтическое направление |
Методы и техники |
«Я – телесное» |
Телесно-ориентированная |
Прогрессивная мышечная релаксация; Техники соматической терапии травмы; «Осознавание границ»; «Перегрузка и невесомость»; «Опоры внешние и внутренние» и др. |
«Я – реальное |
Бихевиорально - когнитивная терапия |
Когнитивно-имагинативный |
Психодинамическая терапия |
Психодрама: «Работа с метафорой», «Семейная история»; «Исполнение желаний»; «Источник силы»; «Убежище» | |
Арт-терапия |
Работа с песочницей; Лепка (глина); Сказки (медитативные сказки, сказочное путешествие, сочинение сказки, драматизация сказки); Медитативное рисование; Синквейн. и др. | |
«Я – Духовное» |
Экзистенциальная терапия
Арт-терапия |
Фокусировка на процессе; «Шаги поиска»; Направленная визуализация; Рефрейминг; «Линия жизни», «Мета-модель» и др. «Путь» и др. |
Заключение
Посттравматические стрессовые расстройства развиваются у лиц, которые пережили эмоциональный или физический стресс, который является в высшей степени травмирующим практически для каждого человека.
Такой травмой может являться сексуальное насилие.
Сексуальное насилие – сильнейший стрессор, вызывающий у большинства пострадавших долговременные психологические последствия. Изнасилование меняет взгляд жертвы на мир и окружающих людей, вторгаясь в её систему убеждений и нивелируя её базовые потребности в контроле собственной жизни, в осмысленности мира. В отличие от пострадавших от других экстремальных стрессоров, жертвы сексуального насилия оказываются в ситуации сложнейшего переплетения правовых, медицинских, социальных, культурных проблем, которые зачастую служат причиной вторичной виктимизации и значительно отсрочивают, а порой и делают невозможным, возврат к нормальной жизни.
При диагностике
Симптомы посттравматического стрессового расстройства бывает трудно отличить от проявлений панического расстройства или тревожного расстройства, поскольку при всех трех состояниях наблюдаются выраженная тревога и повышенная реактивность вегетативной системы. Важное значение в диагностике посттравматического стрессового расстройства имеет установление временной связи между развитием симптомов и психотравмирующим событием. Кроме того, при посттравматическом стрессовом расстройстве наблюдаются постоянное переживание травмирующих событий и стремление избежать любого напоминания о них, что не характерно для панического и тревожного расстройства.
Эпидемиология посттравматического стрессового расстройства естественно очень разнообразна у множества людей, испытавших тяжелые страдания и переживших травматизирующие ситуации.
Психологическая помощь для жертв сексуального насилия чрезвычайно важна. Моральные травмы не так заметны, как физические, но они не менее серьезны.
Информация о работе Посттравматическое состояние у жертв сексуального насилия