Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:03, реферат
В данной работе рассматривается понятие потребности, дается ее определение, предлагается классификация потребностей, их роль в воспитании детей. С понятием «потребность» тесно связано понятие мотивации.
В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация.
Введение…………………………………………………………………………3.
1. Потребности…………………………………………………………………..4.
1.1. Определение потребности……………………………………………….4.
1.2. Классификация потребностей…………………………………………...6.
1.3. Пирамида потребностей по Маслоу…………………………..………..10.
1.4. Потребности и воспитание……………………………………………...13.
2. Мотивация…………………………………………………………………….15.
2.1. Понятие мотивации……………………………………………………...15.
2.2. Теории мотивации……………………………………………………….16.
2.3. Мотивация и воспитание. Самомотивация…………………………….22.
Заключение……………………………………………………………………....25.
Список использованной литературы…………………………………………..26.
Введение…………………………………………………………
1. Потребности…………………………………………………
1.1. Определение потребности…………………
1.2. Классификация потребностей…………
1.3. Пирамида потребностей по Маслоу…………………………..………..10.
1.4. Потребности и воспитание………………
2. Мотивация………………………………………………………
2.1. Понятие мотивации…………………………………
2.2. Теории мотивации……………………………………
2.3. Мотивация и воспитание. Самомотивация…………………………….22.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
В целостной поведенческой реакции любого живого организма потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве, однако и содержательно, и экспериментально их можно разделить, так как они отражают активность, хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов центральной нервной системы (ЦНС), с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой. В данной работе рассмотрим два из этих понятий, а именно, потребности и мотивации.
Потребности представляют тот фундамент, на котором строятся поведение и психическая деятельность человека. Представление о потребности как об источнике активности живых организмов говорит о том, что внутренняя активность самого организма является одной из главных детерминант поведения. Вот почему изучение потребностей является важной задачей в жизни человека.
В данной работе рассматривается понятие потребности, дается ее определение, предлагается классификация потребностей, их роль в воспитании детей.
С понятием «потребность»
тесно связано понятие
В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация. Если у вас нет сильного мотива к достижению цели, то, скорее всего, вы не получаете желаемое. Поэтому изучение мотивации также играет важную роль в жизни человека. В данной работе, рассмотрено понятие мотивации, дан краткий обзор теориям мотивации и показана роль мотивации в воспитании детей.
Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. В процессе эволюции происходит совершенствование и развитие живых существ. Этот процесс трудно объяснить только приспособлением к изменениям меняющейся среды. «Уравновешивание со средой» обеспечивает лишь самосохранение индивида и вида. Оно - необходимое условие для развития, но не его направляющая тенденция. Несомненно, существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной нервной системы организма и в освоении им среды обитания во все расширяющихся пространственно-временных масштабах. Движущей силой этого процесса и являются потребности - источник активности живых существ в окружающем, внешнем мире. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых организмов [1].
Представление о том, что внутренняя активность самого организма является одной из главных детерминант поведения, развивалось и И.П. Павловым. Им вводится новое понятие - «рефлекс цели» как «стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова» [4]. В качестве примера рефлекса цели он рассматривает пищевой и ориентировочный (исследовательский) рефлексы, наделяя их эпитетом «хватательные рефлексы».
Под рефлексом цели И.П. Павлов понимал движущую силу поведения, источник его активности «Рефлекс цели, - писал И.П. Павлов, - имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас… Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели» [4].
Активность поведения обусловлена наличием потребностей. Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, усиление потребности - причина любого целенаправленного поведения животного и человека. Актуализация любой потребности связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма.
Потребность предполагает существование предметов, удовлетворяющих ее. Для животных эти предметы предоставляются в готовом виде самой природой. Это пища, особи другого пола для продолжения рода и т. д. Для человека предметы, удовлетворяющие его потребности, это прежде всего продукты его производственной деятельности и культуры.
Процесс культурно-исторического развития человека привел к возникновению многочисленного множества вторичных по своему происхождению производных потребностей - вторичных, третичных и т. д., что главным образом связано с появлением новых предметов их удовлетворения. Так, на базе биологической потребности поддержания температурного комфорта возникла потребность в одежде, которая в свою очередь сформировала потребность в создании соответствующей технологии по ее производству. Согласно А.Н. Леонтьеву, потребности развиваются через развитие объектов их удовлетворения. При появлении в среде новых объектов (например, новых видов пищи) и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться, приобретая при этом новое конкретно-предметное содержание. Если у животных развитие потребностей обусловлено расширением круга удовлетворяющих их природных объектов, то у человека развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство предоставляет потребностям новые предметы для их удовлетворения. Этим оно изменяет и создает новые потребности.
Между потребностями человека и сложнорефлекторными формами поведения животных отчетливо прослеживаются филогенетические связи.
Потребность - специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире.
Потребности представляют тот фундамент, на котором строятся поведение и психическая деятельность человека. Представление о потребности как об источнике активности живых организмов говорит о том, что внутренняя активность самого организма является одной из главных детерминант поведения. Наличие потребности предполагает и наличие предметов, способных ее удовлетворить. Для животных эти предметы представлены в готовом виде самой природой. Для человека предметы, удовлетворяющие его потребности, представляют собой прежде всего продукты его производственной деятельности и культуры.
Выделяют три группы исходных первичных потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные (рис.1)[5].
Рис. 1. Классификация потребностей
Биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и вида. Они определяют развитие таких форм поведения, как пищевое, питьевое, оборонительное, экономии сил, регуляции цикла «сон-бодрствование». Биологические потребности возникают па основе сдвига гомеостаза, т.е. определенного отклонения констант внутренней среды организма (содержания в крови питательных веществ, газового состава крови, осмотического давления, температуры и т.д.) или концентрации соответствующих гормонов. Когда отклонения во внутренней среде достигают определенной пороговой величины, которые организм устраняет путем активного взаимодействия с окружающей средой и направленного поиска в ней веществ и средств для ликвидации возникшего отклонения, появляется биологическая потребность.
Биологические потребности свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически «предопределены» не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти потребности, но и основные последовательности (схемы, программы) поведенческих актов, приводящих к достижению полезного результата.
Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе некоторые биологические потребности, руководствуясь целями высшего порядка.
Социальные и идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной, безусловно рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.
Социальные потребности реализуются через взаимодействие индивида с другими представителями своего вида. Они определяют развитие таких форм поведения, как половое, родительское, территориальное, формирование групповой иерархии, феномена «сопереживания» (эмоционального резонанса).
Идеальные потребности создают условия
для саморазвития индивида. К ним относятся
потребность в получении новой информации,
которая реализуется в ориентировочно-
Потребность в новизне
лежит в основе ориентировочно-
При описании потребностной
сферы человека иногда как особый
вид потребности выделяется информационная
потребность, которая представляет
собой не «сенсорный голод» как таковой,
а потребность в разнообразной
стимуляции. Неудовлетворенность
Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.
Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке, самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.
Одной из природных предпосылок обучения является потребность в компетентности, тонкие физиологические механизмы которой пока не известны. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.
Потребность преодоления («рефлекс
свободы» по определению И. П. Пaвлoва)
возникает при наличии
С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.
Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям [7]:
1 Ее отсутствие ведет к заболеванию;
2. Ее наличие предотвращает заболевание;
3. Ее восстановление излечивает заболевание;
4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности;
5. У здорового человека
она может быть пассивна, функционировать
на низком уровне или
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет: «Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым».