Потребности. Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается понятие потребности, дается ее определение, предлагается классификация потребностей, их роль в воспитании детей. С понятием «потребность» тесно связано понятие мотивации.
В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3.
1. Потребности…………………………………………………………………..4.
1.1. Определение потребности……………………………………………….4.
1.2. Классификация потребностей…………………………………………...6.
1.3. Пирамида потребностей по Маслоу…………………………..………..10.
1.4. Потребности и воспитание……………………………………………...13.
2. Мотивация…………………………………………………………………….15.
2.1. Понятие мотивации……………………………………………………...15.
2.2. Теории мотивации……………………………………………………….16.
2.3. Мотивация и воспитание. Самомотивация…………………………….22.
Заключение……………………………………………………………………....25.
Список использованной литературы…………………………………………..26.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребности. Мотивация._1.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

Образуется следующий  ряд основных понятий (движение психических  процессов совпадает с направлением по схеме снизу-вверх):

- доминирующая мотивация;

- цель (подчиненная) ;

- мотив (подчиненный) ;

- положительная эмоция;

- смещённая отрицательная эмоция;

- отрицательная эмоция (психическая травма) ;

- болевая реакция;

- физическое повреждение.

Болевая реакция, как безусловный  рефлекс, предметна в своей физиологической конкретности. Но со временем появляются признаки генерализации, что будет проявляться реакцией на обстановку состоянием тревоги (предметность, переходящая в ситуацию).

При упрочнении одной из условных связей и затормаживании других (обстановочных), возникает отрицательная  эмоция, как реакция на этот условный сигнал (ситуация опять становится преимущественно предметной) - это признак смещения.

Сильная отрицательная эмоция, психическая травма могут приобретать некоторые свойства безусловного рефлекса, способны вторично вызывать генерализацию - образовывать обстановочные связи и выделять среди них один условный сигнал. То есть за смещением может последовать ещё одно смещение (ситуация с затормаживанием обстановочных рефлексов также становится преимущественно предметной).

Далее, отрицательная эмоция опять "обрастает" обстановочными рефлексами (реакциями), которые затормаживаясь и "накапливаясь", влияют на силу проявления основной эмоциональной реакции. В какой-то момент, преобладание сигналов заторможенных обстановочных рефлексов при ослаблении условного сигнала приводит к тому, что знак эмоции меняется на положительный (предметность опять сменяется ситуативностью, но предмет в ситуации тот же) - это признак инверсии.

Мотив (подчинённый) - результирующее эмоциональное состояние, включающее отрицательную эмоцию (результат  воздействия или лишения) и воображаемую, пережитую ранее положительную  эмоцию, возникавшую при разрешении подобной проблемы. Преобладание первой или второй определяет каков будет мотив - избегание или устремление. (Предмет в ситуации тот же.)

Цель (подчиненная) - осознанный мотив (предметность в ситуации наиболее конкретна).

Доминирующая мотивация - доминанта - включает в себя подчиненные мотивы и цели (предметность в ситуации максимальна).

Ситуативный фактор в перечисленных  выше феноменах (стадиях процесса) в любом случае присутствует. Это, главным образом, влияние условных обстановочных, ассоциативных связей доминирующей мотивации. То есть под влиянием доминирующей мотивации образуются новые мотивы путём инверсии отрицательных эмоций в положительные (см.: Вытеснение, смещение, инверсия, сублимация...).

Принципиально важным для  данных рассуждений является очевидный  факт: разделение актуальных в данный момент мотивов и эмоций на главные, доминирующие и подчинённые, второстепенные. Например, потребность в пище - это  доминирующая мотивация, а вкусовые ощущения (оценка качества пищи) - подчинённые эмоции и мотивы. Доминирующие мотивации и эмоции ещё называют основными, ведущими, глубинными. Вообще, доминантность мотивации относительна, и существует, пока актуализируются подчинённые мотивы. Подчинённые мотивы и эмоции могут называться ещё производными, ситуативными, конкретными.

Чаще всего, когда говорят  собственно о мотивации, речь, видимо, идёт о главной, доминирующей мотивации. А мотив - это, скорее, подчинённое, конкретное побуждение.

Доминирующая мотивация  преимущественно неосознанна. Это, например, в состоянии голода - желание еды, как таковой; подчинённый мотив более конкретен и более осознан (когда возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.).

По поводу проблемы взаимодействия доминирующей мотивации и подчинённого мотива, можно привести мнение, что  мотивация - это совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986). Если это так, то осознанные по очереди второстепенные мотивы, в разное время и в различных ситуациях, подчинённые какой-то главной мотивации, составляя эту мотивацию, делают её доминирующей, а мотивы в составе этой мотивации - неосознанными. Получается, что подчинённые мотивы, как бы, "подпитывают", усиливают доминирующую мотивацию, за счёт "энергии" которой затем возникают всё новые и новые мотивы.

Сильное влияние доминирующей мотивации может привести к тому, что предметом подчинённого мотива становится повреждающий фактор (например, слишком горячая еда). Вредные привычки, зависимости, девиации поведения характеризуются тем, что мотив, возникший под воздействием очевидно повреждающего (травмирующего) фактора, становится доминирующим. Вообще, разделить раздражители на вредные и полезные невозможно, потому что любой раздражитель при большой силе воздействия - вреден. Отсюда и возникают такие «сбои» в эмоциональной сфере.

Уменьшение повреждающего  действия или отдаление опасности (изменение ситуации) вызывает положительные эмоции именно в отношении ослабленного повреждающего воздействия или удалённой опасности (фантомное удовлетворение). И именно потому, что, как уже отмечалось, не бывает абсолютно полезных и абсолютно безвредных окружающих факторов. То есть нет идеальной цели (вообще без всякой вредности) к которой можно было бы стремиться. Но есть оптимальный путь, направление которого совпадает с ослаблением повреждающего фактора. Это направление определяется эмоциями (регулирующая функция): избеганием очень сильного повреждающего воздействия и стремлением к привычному, более слабому варианту этого воздействия. Так повреждающие факторы (в широком смысле) могут становиться привлекательными. (Привлекательность, феномен красоты.)

2.3. Мотивация и  воспитание. Самомотивация

Если вспомнить детство, то мотивация к самостоятельному действию проявляется тогда, когда  ребенок хочет что-либо сделать  и произносит заветную фразу «Я САМ!». Все дети проходят этот этап. Не все родители правильно воспринимают эту фразу, и вот тут уже кроются ошибки, которые могут в будущем привести к тому, что у ребенка постепенно отбивается желание действовать самостоятельно. А это часто приводит к тому, что ребенок, взрослея, перестает создавать в себе мотивацию, на уровне подсознания вспоминая негативный прошлый опыт. Поэтому начинаются «отговорки», которые приводят к тому, что эмоциональное состояние, которое может привести к действию, будет остановлено в самом начале [8].

Пример: Ребенок смотрит  на маму, и говорит:

– Мама, я сам хочу подмести.

В самом лучшем случае, мама даст подмести и похвалит (независимо от результата).

Это позволит ребенку прочувствовать полностью, что значит «я сам» и испытать гордость за свое достижение. Придет с  работы папа, и он радостный бежит – папа, папа, Я САМ сегодня подметал. В следующий раз у ребенка желание сделать самостоятельно что-либо будет не менее сильным. Страхов в таком случае ребенок не приобрел.

В худшем случае мама дает подмести, ребенок, конечно же (ведь первый раз), начинает мести не так, и не туда, а еще и что-нибудь уронит. Мама была не «в духе», разозлилась на вдруг разбитую тарелку или на заметенный под стол мусор, или вообще у нее не было времени «подметать с малышом». В таком случае, она (необдуманно) окружает ребенка негативными эмоциями, и если такие случаи повторятся несколько раз, у ребенка появляется мысль – «я сам» делаю все плохо, лучше «я сам» вообще делать ничего не буду. Даже если мама постарается в будущем «мотивировать» ребенка сама, он сделает что-либо по ее просьбе, но это будет мотивация извне, а не изнутри.

Мотивация бывает приобретена  извне (от окружающих) и изнутри (от самого себя). Понятно, что извне мотивация может приходить откуда угодно. Из книги, фильма, рассылки, письма, статьи, от человека и т.д.

Пример мотивации извне:

– к вам приходит друг и эмоционально рассказывает, как  замечательно он провел время в «таком-то»  клубе. Вы получаете мотивацию извне, и в вас рождается мотивация  внутренняя (вы уже очень хотите сходить в «такой-то» клуб);

Чаще всего для начального этапа (движение к чему-либо) мотивация  извне нужна, тут главное научиться  от мотивации извне вырабатывать самомотивацию изнутри.

Пример мотивации изнутри:

– вы сидите дома, и вдруг  у вас возникает желание сходить  в кино. То есть внутри вас созрело  определенное эмоциональное состояние, которое побуждает вас пойти в кино. Более того, вы можете стать источником той самой внешней мотивации. Позвонить друзьям и мотивировать их на совместный поход в кино.

Мотивацию можно разделить  на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения.

Чаще всего человеком  используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.

А вот мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций. И, соответственно, требует  большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).

Но и для мотивации  сохранения, и для мотивации достижения необходимо уметь использовать самомотивацию, потому что этап «мотивации извне или изнутри» проходит очень быстро. То есть, сегодня вы захотели действовать, через два часа нашли десяток отговорок, почему этого делать не нужно. Вот тут-то и приходит на помощь самомотвация. Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих объединить в одно целое.

Во-первых, необходимо создать  внутреннюю установку на качественную деятельность (я сделаю что-либо наилучшим образом).

Во-вторых, развить в себе чувство долга, ответственности  перед самим собой (в первую очередь). Сказал – сделал. Я сам отвечаю  за свои слова.

В-третьих, и самое немаловажное, это видение конечного результата и осознанное стремление быстрее  его достичь. Необходимо уметь видеть то, что хочу получить (или получу в результате определенного действия).

Если эти три пункта работают вместе и в одну сторону, тогда можно говорить о том, что  самомотивация есть и она будет  способствовать мотивации достижения. Что работает на поддержание мотивации достижения?

В самую первую очередь  это единомышленники. Если таковые  есть, именно они позволяют «поднять самомотивацию» в момент ее «падения». То есть, почему в группе легче? Потому что группа – это и есть те самые единомышленники. (Фитнес, членство в клубе, форум, рассылка, друзья и т.д.).

Очень хорошо работают визуализации (представление того, чего хочу), а также – альбомы желаний (фотографии, рисунки предметов, которые хочется иметь, важно собрать их в одном месте).

Кроме того, необходимо уметь пропускать «несущественные отговорки», а «существенные» принимать во внимание, и корректировать движение таким образом, чтобы процесс достижения доставлял наибольшее удовольствие.

 

Заключение

 

Потребности человека характеризуют  его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает  весьма существенное влияние на поведение  человека, на его реакцию на изменение  социально-политической обстановки в  обществе, на выбор смысла жизни  и путь индивидуального развития.

Мотивация как следствие  неудовлетворенности потребностей оказывает решающее влияние на поведение человека. Главной движущей силой человека является именно мотивация. Вот почему необходимо уметь использовать самомотивацию для достижения поставленных целей. Следовательно, каждый родитель должен следить за тем, чтобы у ребенка обязательно развилась мотивация к самостоятельному действию. Иначе ребенок рискует вырасти пассивными и нецелеустремленным.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005;

2. Иванов. В. Психология, сновидения, рефлексы (источник: psy.tom.ru);

3. Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. - М., 1986;

4. Павлов ИЛ. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - Л., 1949;

5. Потребности и их классификации. Makossa/Апрель, 2011;

6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987;

7. http://www.pseudology.org – Теория базовых потребностей;

8. http://shkolazhizni.ru - Бессонова В. Что такое мотивация? Виды мотиваций.

 


Информация о работе Потребности. Мотивация