Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:36, реферат
Правила поведения – это зеркало человека в котором отображается его портрет. Правила поведения определяют формы взаимодействия людей в самых разных житейских ситуациях – дома, на работе, в театре. Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.
Правила поведения – это зеркало человека в котором отображается его портрет. Правила поведения определяют формы взаимодействия людей в самых разных житейских ситуациях – дома, на работе, в театре. Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.
Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывать им определенные нормы речевого общения. Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни.
Рассмотрим правила поведения в различных общественных местах.
1. Правила поведения в парках.
Парки являются общественными местами отдыха. Соблюдение определенных правил поведения позволяет всем, от детей до людей пожилого возраста, получать удовольствие от посещения парков. В парках есть табло, на которых написано, что запрещено делать. Это основные правила, установленные для того, чтобы посещения парков доставляли удовольствие, однако они рекомендательного характера. Парк, который Вы посещаете ежедневно, наиболее подходящее место, где можно обучать детей правилам поведения в общественных местах. Есть парки, в которых не запрещены въезд и катание на велосипедах, игра в мяч и футбол. Вне зависимости от того, существуют эти запреты или нет, необходимо объяснить детям, чтобы они удостоверились в том, что место их нахождения безопасно для них и окружающих, а также другие правила поведения в парках. Если Вы заметили в песочнице экскременты домашних животных, их необходимо удалить с определенным количеством песка.
2. Правила поведения в библиотеке и музее.
В библиотеках люди читают и обучаются по книгам, в музеях осматривают картины. И в библиотеках, и в музеях главным правилом поведения является соблюдение тишины. Кроме того, что в библиотеке много людей читают книги, они их еще берут на дом. Поэтому, кроме соблюдения тишины, существуют еще ряд правил. Книги со стеллажей по прочтении надлежит возвращать на то же место, во взятых на дом книгах нельзя чертить карандашом, нельзя рвать их и надлежит возвращать в библиотеку в указанный срок. В музее внутреннее пространство предназначено для размещения осматриваемых картин, поэтому не следует передвигаться против рекомендованного маршрута осмотра. Особенно важно соблюдать это правило в часы, когда музеи переполнены. А также не задерживаться подолгу у какого-то определенного экспоната и не высказывать мнения о картинах громким голосом. Кроме этого, необходимо побеспокоиться о том, чтобы сдать в камеру хранения габаритную ручную кладь, чтобы не мешать другим людям во время осмотра экспозиций.
3. Правила поведения в театре.
Театры можно разделить на концертные залы, драматические театры и кинотеатры. Театр является местом, где собираются много людей, чтобы посмотреть представления, поэтому основным правилом поведения является не нарушать атмосферу театра. За пять минут до начала представления, о чем оповещает звонок, необходимо войти в зал и занять свое место. На концерте и в опере после начала представления не разрешается входить в зал до перерыва между актами или частями концерта. В некоторых кинотеатрах после начала демонстрации фильма не открывают дверь, предусмотренную для чрезвычайных ситуаций. В любом случае, в театре необходимо быть сдержанным. Какие-либо движения людей во время просмотра могут испортить настроение. Кроме этого, не допускайте посторонних шумов. Уже прочно закрепилось правило выключать на время представления сотовые телефоны. Крайне не желательны такие посторонние звуки, как разговор громким голосом, шелест программки, звонок будильника часов, звук открывания сумочки или снимаемой одежды. Даже если это сделано нечаянно, это может испортить настроение многим.
4. Пользование общественным туалетом.
Общественными туалетами на вокзалах, в магазинах, в парках пользуются разные люди, и этим объясняется их отличие от домашних туалетов. Так как Вы пользуетесь туалетом рядом с другими людьми, всем необходимо соблюдать общепринятые правила, чтобы не доставлять неприятностей окружающим. При пользовании туалетом необходимо соблюдать очередь. При этом принято ожидать очереди не у дверей кабинок, а у входа в туалет, после чего в порядке очередности занимать освободившиеся кабинки. Это позволяет всем свободно и равноправно использовать туалет. В случае, если в туалет образовалась большая очередь, нарушением правил пользования являются попытки пропустить своих знакомых без очереди. Есть люди, которые, чтобы приглушить неприятные звуки, сливают много воды, однако это не экономно и действует окружающим на нервы. Если Вы напачкали в туалете, то как в туалете в европейском, так и в японском стиле необходимо все вытереть, используя туалетную бумагу.
5. Правила поведения в электропоездах.
Электропоезда, так же как автобусы, являются наиболее используемыми средствами транспорта. Правила поведения в электропоезде отличаются в зависимости от времени суток: если это утренние или вечерние часы «пик» или же сравнительно свободные дневные часы. Во время посадки и высадки в электропоезд основным принципом остается: сначала люди выходят, а потом заходят. Это не правило поведения, а принцип. В часы «пик» основным неудобством является то, что люди, стоящие близко у дверей и держащиеся за поручни, чтобы противостоять давлению, должны выходить на платформы для того, чтобы пропустить людей, выходящих на данной остановке. В сравнительно свободные дневные часы очевидно, что нарушений правил значительно больше из-за ощущения свободы. Это и манера сидеть, вытянув ноги, и то, что люди ставят багаж на сидения, занимая таким образом сразу два пассажирских места, и манера сидеть, скрестив ноги. Это создает неудобство стоящим людям, а так же опасность того, что могут запнуться пожилые люди и дети. Дети, таким образом, могут задевать ногами стоящих рядом людей. Нужно сидеть на месте так, чтобы не причинять неудобства окружающим. Необходимо обратить внимание на шум. Стало общепринятым правилом в вагоне электропоезда отключать сотовый телефон или ставить его в бесшумный режим, не затруднять окружающим прослушивание объявлений в вагоне громким разговором или звуками из наушников. В вагоне можно видеть прислонившихся друг к другу дремлющих людей, людей, едящих фрукты или булочки, людей, пользующихся косметикой. Нельзя сказать, что это очень неприятно, но окружающие испытывают неловкость. Кроме этого, думается, что также неуместно напоминать о том, что есть категория людей, имеющих преимущество занимать сидячие места: пожилые люди, женщины, инвалиды. Необходимо помнить, что вагон электропоезда - общественное место, и сдерживать какие-либо эгоистические позывы.
6. Правила пользования такси.
В случае, если Вы спешите, попали под дождь или же у Вас много ручной клади, такси является очень удобным транспортным средством. Попав в такую ситуацию и остановив взмахом руки такси в любом месте, не нарушаете ли Вы правила? Существует два способа посадки в такси. Первый способ – сесть в такси на посадочных площадках, которые есть в центральной части городов. Второй способ – остановить взмахом руки движущееся такси. На посадочных площадках такси садятся в машину обычно в порядке живой очереди. В случае же остановки движущегося такси нужно быть внимательным. Необходимо определиться, где лучше остановить такси: там, где Вы стоите или там, где такси будет удобнее остановиться. Водитель такси, если и даже видит клиента с поднятой рукой, не может сразу остановить машину, в таких местах, как у светофора, на перекрестке, у перехода, на повороте или же исходя из общей ситуации движения на дороге. Поэтому лучше пройти в то место, где такси будет удобнее остановиться и там махать водителю такси рукой. Кроме этого, бывают случаи небрежности, когда человек останавливает и садится в такси, не заметив людей, которые ожидали такси раньше его. Бывают случаи, когда разные пассажиры следуют в одном направлении, о чем сообщается водителю. При приближении к месту следования, желательно пользоваться путеводителем, чтобы добраться до цели поездки ближайшим путем. Как Вы знаете, в такси есть передние и задние места. Если Вы садитесь в такси с коллегами по работе, предлагается следующий порядок посадки. В случае, если в такси четыре посадочных места, по возрасту и положению они распределяются так: 1- сиденье сзади водительского – самое безопасное, затем 2 – самое крайнее слева, затем сзади посредине и спереди рядом с водителем.
7. Правила пользования автобусом.
Правила пользования автобусом
похожи на правила пользования
8. Правила поведения в супермаркете (магазинах продовольственных товаров).
В супермаркете выбирать товары можно собственными руками. Именно в связи с этим необходимо быть очень внимательным. В магазине следует соблюдать следующие правила:
1. Делать покупки, следуя
2.Не мять руками свежие
3.Охлажденные или
4. Не использовать каталку для продуктов как коляску для ребенка.
5. Взятые с прилавка товары, которые Вы решили не покупать, нужно вернуть на то же место, где Вы его взяли.
6. Не доставать из коробок товары, упакованные в них.
7. В случае большой очереди
у кассы заранее готовить
Это основные правила поведения не только для супермаркетов, но и для других магазинов.
9. Правила поведения в магазинах промышленных товаров.
В промтоварном магазине много дорогостоящих товаров, поэтому при обращении с ними будьте внимательны и осторожны. Выбрав товар, не берите его сами, а просите продавца показать его. В промтоварном магазине следует соблюдать следующие правила:
1. Если Вы хотите примерить одежду или обувь, попросите у продавца нужный Вам размер. Женщины должны быть внимательны и не испачкать примеряемую вещь губной помадой или другой косметикой.
2. Не облокачивайтесь на
3. В отделе товаров для дома
не присаживайтесь на
4. Если Вы хотите осмотреть товар, выставленный на витрине, попросите продавца показать его, но только в том случае, если Вы действительно хотите его купить.
10.Правила пользования эскалатором.
В последнее время эскалаторы стали устанавливать не только в магазинах, но и на вокзалах и других местах, что весьма удобно для окружающих, но в то же время возникла проблема умения правильного пользования эскалатором. Идущие вместе двое людей, встав на эскалатор, должны занять место друг за другом и освободить проход с одной стороны. Правая или левая сторона остается свободной в каждом конкретном случае в зависимости от того, где это находится, свободная сторона делается для того, чтобы идущий человек не наткнулся на стоящего и мог свободно пройти. Сопровождаемые пожилые люди и дети, встав на эскалатор, помещаются в случае подъема впереди сопровождающих или сзади сопровождающих в случае спуска на эскалаторе. Это делается для того, чтобы их удобнее было поддержать или оказать другую помощь. Опасно ставить на эскалатор коляску с ребенком в ней, лучше вынуть ребенка из коляски и держать на руках, поднимая коляску эскалатором отдельно. В случае, если у Вас много багажа, безопаснее воспользоваться лифтом.
11. Правила пользования лифтом.
При пользовании лифтом люди сначала выходят из него, а потом заходят, т.е. также как при посадке и высадке из электропоездов. Зашедшим в лифт надо стараться держаться у стен лифта, для того, чтобы был свободен проход к двери для людей, которые выходят из лифта раньше. В лифте зашедшим желательно располагаться вдоль стен напротив дверей, освобождая место для вслед заходящих людей. Если лифт плотно заполнен людьми, стоящий у панели кнопок человек должен производить операции по управлению лифтом. Этому человеку приходится постоянно нажимать кнопку открытия-закрытия дверей. Тем, кто не может этого делать или же людям, чьи обе руки заняты багажом, лучше не останавливаться перед панелью управления лифтом. Если Вы при входе в лифт не нажали кнопку нужного Вам этажа, следует обратиться к человеку, стоящему рядом с панелью управления: “Извините, этаж такой-то”. Выходя из лифта, не забудьте сказать ему “Спасибо”. Если Вы находитесь в глубине лифта при остановке на Вашем этаже, обратитесь к окружающим: “Я выхожу”; и они уступят Вам проход к двери лифта.
12. Правила поведения на прогулке с детьми.
Ребенок, во время прогулки с ним, становится центром внимания, поэтому в нашем обществе, ориентированном на взрослых, возможно возникновение мелких трений. Для младенцев обычно используют коляски, поэтому при посадке в автобус или электропоезд коляску необходимо сложить, а ребенка взять на руки. В ресторане или в других местах ребенка обычно оставляют в коляске, вблизи проходов в пределах видимости матери, что обременяет других посетителей и может быть для них опасным. В четырех-пятилетнем возрасте ребенок может самостоятельно передвигаться, что существенно расширяет его окружающий мир. Ребенком движет любопытство, и если даже совсем ненадолго потерять его из виду, он может потеряться. В тоже время ребенок еще не может отдавать отчет своим действиям и оценивать степень опасности того или иного явления. Чтобы он не выскочил на дорогу и не попал в дорожно-транспортное происшествие, не поранился на эскалаторе и т.д., необходимо вести его, держа за руку, объясняя ему правила дорожного движения и правила пользования транспортом.
13. Правила поездок в поездах дальнего следования.
Путешествие поездом в отличие от путешествия на самолете имеет свою прелесть. Особенно, если Вы путешествуете группой. Вы сели в вагон и путешествие началось. Нигде как в поезде приятно сидеть вместе, разговаривать, есть фрукты и другую еду, купленную на вокзале. Однако к вечеру беседа начинает мешать окружающим Вас людям. Это не так страшно, если вы путешествуете вчетвером и Ваши места вместе, если же Вас трое, то беседу лучше прекратить, так как это не корректно в отношении человека, находящегося с Вами рядом. Бывает, что места в вагоне разделены, люди высовываются со своих мест и разговаривают громким голосом, причиняя окружающим значительные неудобства. Если места разделены, лучше отказаться от диалогов в вагоне. В поезде дальнего следования, если Вы садитесь на место, достаточно извиниться перед сидящим рядом человеком.